Семён Расторгуев
параграф предыдущий текст статья с иллюстрациями в архитектурный журнал следующий текст

Хвост ласточки

В 1997 году команда датских архитекторов 3XNielsen из города Орхус выиграла конкурс на проектирование нового мьюзик-холла Muziekgebouw aan't IJ в гавани Зоутхавен. Она предложила наиболее современное решение, отвечающее духу и амбициям быстроразвивающегося района Доков. Однако реальное проектирование Muziekgebouw aan't IJ началось лишь спустя три года. Это время понадобилось для сбора средств на строительство центра, бюджет которого в итоге составил 52 млн. евро, и на строительство моста, соединяющего новое здание с материком – менее 1 млн. евро. Все деньги были собраны Девелоперской компанией Муниципалитета Амстердама. В 2000 году, когда все финансовые вопросы были урегулированы, состоялся закрытый конкурс на проектирование моста через Зоутхавен. В условиях конкурса содержалось требование проектирования моста в современной эстетике, отвечающей конкурсному предложению здания Muziekgebouw aan't IJ. Из семи компаний, участвовавших в конкурсе, победило амстердамское бюро Hans van Heeswijk Architecten, известное своими новаторскими мостами, как в Амстердаме, так и за его пределами. Тогда же, в 2000 году, началась синхронная работа над зданием нового музыкального центра и ведущим к нему мостом. Продолжалась она четыре года. Датская и голландская команды работали в тандеме.
Геометричное в металлической облицовке здание Muziekgebouw aan't IJ получилось похожим на огромный лайнер, пришвартовавшийся к берегу. Это второе в этом районе здание-корабль. Первое – интерактивный музей науки Nemo – спроектировал Ренцо Пьяно. Корабельная тематика в архитектуре этого района возникает неслучайно. Здесь некогда находился центр морской торговли. Сейчас расположен Центральный вокзал Амстердама, с которого начинают свое путешествие по городу туристы, пребывающие водным транспортом. Большинство названий магазинов, кафе и ресторанов содержат в себе аллюзии на море. При проектировании моста Hans van Heeswijk Architecten так же как и их коллеги 3XNielsen решили поддержать корабельную тему столь популярную в этом районе. Они сделали мост Зоутхавен похожим на трап. Он выходит на площадку перед музыкальным центром, которая почти на 3 м выше подножия моста. Образуется косая ажурная линия, перечеркивающая гавань от берега до здания Muziekgebouw aan't IJ. Посетители восходят на него, как на палубу корабля. Так архитекторы добились образного единства моста и здания.
Мост Зоутхавен состоит из 21 опоры, соединяемых подобно позвоночнику в специальную конструкцию, поддерживаемую 12 вантами диаметром 55 мм. Форма каждой опоры уникальна. Когда Ханс ван Хейсвейк делал первые наброски опор, он стремился найти универсальный аэродинамический образ, существующий в природе. Им стал хвост ласточки. Сначала мост состоял сплошь из «ласточкиных хвостов». Он был более подтянут. Опоры сходились под мостом и образовывали рогатину. Сквозь нее проходили все ванты. Однако трехмерный анализ структуры конструкторами из Ingenieursbureau Amsterdam показал ее неустойчивость. Рогатину пришлось сделать двойной. Мост как бы распластался и стал похож на Мост Тысячелетия в Лондоне. Норман Фостер в этом объекте, как признаются архитекторы, нашел оптимальную конструкцию моста, обойти которую сложно. Однако сходство конструкции настораживало. По расчетам специалистов из Ingenieursbureau Amsterdam мост Зоутхавен так же как и его прообраз в Лондоне вследствие малой внутренней амортизации мог начать вибрировать при динамических колебаниях совпадающих шагов. Но полностью просчитать силу и размах колебаний конструкторам на стадии проектирования не удалось. Оставалось ждать установки и апробации моста.
Во всех вариантах моста архитекторы остались верны своей идее опустить ванты ниже точки обзора. В утвержденном варианте они проходят под мостом и по его бокам. Ванты распределяются в две системы. Одна предусматривает крепеж шести вантов по береговой линии в максимальном радиусе распределения – 4 м. Рассредоточенные по берегам они сходятся в одну точку под мостом. При этом от опоры к опоре ванты как бы провисают в середине моста и подтягиваются к верху по его краям. Другая система, напротив, предполагает креж шести вантов в радиусе 1 м по береговой линии. Собранные в пучки по краям моста они расходятся полукружиями по его бокам, как бы замыкая мост в кольцо. Такая конструкция позволила максимально распределить массы моста и нагрузки вантов. Архитекторы стремились сделать мост более легким и изящным. Поэтому опоры изготовили из низколегированной стали, а полотно моста из алюминия. В то время как все основные узлы выполнены из более прочной и тяжелой углеродистой стали. При строительстве этого моста было впервые применено покрытие из резиновых гранул Lightdeck®. Оно не скользит в дождливую погоду и не промерзает в холода.
Мост Зоухавен был полностью собран на заводе и переправлен к месту своего расположения на понтонах. 22 октября 2004 года мост был установлен в пролет. Начались испытания. Инженеры компании Sonus выполнили режимный анализ моста. Для этого мост привели в движение специальным тяжелым молотом с измерителем силы. Замерили силу импульса, который передавался по мосту при ударе молота. На каждой опоре моста с двух ее крайних сторон определили реакцию конструкции на импульс. После обобщения всех данных рассчитали коэффициент вибрации моста. В результате было установлено, что группа из 16 человек, ритмично шагающих по мосту, может вызвать значительные его колебания. При этом были выявлены отклонения опор в верхней точке моста, превышающие 20 см. Также как и мост Тысячелетия в Лондоне Зоутхавен нуждался в антивибрационных амортизаторах с минимальной частотой колебания. После дополнительных расчетов и испытаний было решено установить амортизирующие грузы в первой и третьей четвертях длины моста. Для усиления амортизирующего эффекта грузы прикрепили к пружинам, которые сжимаются и разжимаются синхронно колебательным движениям моста. Под действием силы груза колебательные движения затихают. Всего было установлено четыре амортизирующих груза общей массой 1050 кг. За счет этого удалось значительно сократить вибрацию наиболее подвижных крайних частей моста.
Мост Зоутхавен был открыт для публики 16 января 2005 года одновременно с новым музыкальным центром Muziekgebouw aan't IJ.

Градостроительная справка
Участок, на котором возведен мост, находится рядом с современным центром Амстердама. Недалеко от его крупнейшей реки Эй. На ней в 10 минутах езды от участка расположен Центральный вокзал Амстердама. Именно сюда стекаются толпы туристов и рассредоточиваются по городу в водных экскурсиях. Мост, перекинутый через гавань Зоутхавен, соединяет один из главных концертных залов Амстердама Muziekgebouw aan't IJ (во всех путеводителях содержится предостережение: «Не пытайтесь произнести это название, если вы не голландец») с трамвайной остановкой № 26. Это одно из самых популярных мест проведения досуга у амстердамцев.
Район Доков, на территории которого построен мост, в XIX веке был центром голландской международной торговли, соединяющим столицу страны с Северным морем. В начале ХХ века торговая активность переместилась на запад города, и район стал одним из самых криминогенных. Здесь было много заброшенных зданий. С конца 1970-х годов началось новое освоение района. Сейчас это одно из самых модных мест Амстердама. Его заполонили элитное жилье, бутики, отели и арт-спейсы. Помимо уже указанного Muziekgebouw aan't IJ здесь скоро появится амстердамский музей современного искусства Stedelijk. Его здание строится на противоположном мьюзик-холлу берегу. На 40 % район застроен современной архитектурой. Среди известных построек – интерактивный музей науки Nemo, спроектированный Ренцо Пьяно. За последние 10 лет государство вложило в модернизацию района Доков 1,3 млрд. долларов. За это время было построено 350 тыс. кв. м новых офисов и магазинов и 110 тыс. кв. м культурных пространств. Было реконструировано и построено более 2,5 тыс. жилых домов. Значительные средства были затрачены на улучшение инфраструктуры. Рядом с сооруженным мостом скоро откроется новая станция метро, строительство которой ведется в настоящий момент. Выше моста гавань Зоутхавен будет в ближайший год реновирована.





блог Ольги Орловой

Ольга Орлова


все тексты :

pro архитектуру
pro литературу
pro театр
рынок недвижимости
интерьеры
политика
pr-статьи
другое
эссе, публицистика
научные работы


Сайт orlova.cih.ru


 
 
следующая страница
следующий текст
   
театральные сайты nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая гостевая
 
    текст © Ольга Орлова резюме виртуальный кабинет Центр Исследования Хаоса