Семён Расторгуев
параграф предыдущий текст   следующий текст


    Титановый взрыв

 

В Денвере открылось новое здание музея искусств. Автор – Даниэль Либескинд. Это первая постройка всемирно известного архитектора в его родной Америке.

Либескинд – мастер музейной архитектуры мемориального уклона. В 1993 году он построил Еврейский музей жертвам Холокоста в Берлине. Здание стало сенсацией. Попало в архитектурные путеводители Европы. Его сужающиеся бесперспективные корридоры вошли в антологию редко удающихся архитекторам подлинно трагических пространств. Неслучайно, что позже Либескинд выиграл конкурс на памятник погибшим в американской трагедии 11 сентября 2001 года. И несмотря на то, что потом Либескинд был устранен от участия в проекте, его имя прочно ассоциируется с мемориалом на месте башен ВТЦ в Нью-Йорке. Между двумя этими пунктами творческой биографии Либескинда победа в конкурсе на новое здание денверского музея в 1999 году. Тогда Либескинд обыграл вышедших в финал также известных своими музейными постройками Арата Исодзаки и Тома Мейна. Его здание для богатого разномастными шедеврами музея благополучного Денвера получилось несколько с памятью о катастрофическом опыте современного человечества.


Ощущение от здания – взрыв, запечатленный архитектором в пространстве при помощи титановых панелей. Это какое-то взбесившееся оригами – в разные стороны из здания торчат острые углы, никак не желающие сложиться в более послушную постройку. Сам Либескинд говорит, что при проектировании вдохновлялся цепью скалистых гор Роки Маунтинз, окружающих Денвер. Но критики усматривают здесь отсылку к более раннему проекту Либескинда – пристройке к музею Виктории и Альберта в Лондоне, котрый не был реализован. Как бы то ни было невысокое (всего четыре этажа) здание музея разрывает своей экспрессивной непосредственностью спокойный городской ландшафт Денвера, втягивает в орбиту своего эксцесса стоящие пососедству старое здание музея – семичастную высотку, построенную в 1971 году Джио Понти, и постмодернистскую центральную городскую библиотеку, возведенную в 1995 году Майклом Грейвсом. Также на площади перед музеем расположился построенный Либескиндом жилой комплекс «Музейные резиденции», выполненный архитектором в более сдержанной манере – двух семибальных акцентов архитектурной сейсмики эта площадь не выдержала бы.


Интересно, что внутри музейного здания, как и снаружи, нет ни одного прямого угла. Там создано драматическое пространство: через главный вход посетитель попадает в атриум, высотой во все четыре этажа музея, далее по лестнице, сужающейся кверху попадает в небольшие клиновидные залы со скошенными потолками с небольшими щелями-окнами и «заваливающимися» стенами. Такое пространство, как и интерьер Еврейского музея в Берлине, не предполагает наличия экспонатов. Оно само экспонат, требующий внимания и сопереживания. Кураторы экспозиции денверского музея пришли в замешательство. Помог штатный архитектор музея Дэн Коль – он разработал дополнительные элементы для удобной развески произведений. Критик журнала The New Yorker Пол Голдбергер отметил, что именно Колю принадлежит заслуга превращения здания в музейное пространство.


Всего на проектирование и строительство музея искусств в Денвере был потрачен бюджет в 90,5 млн долларов. В перерасчете на площадь здания, которая составила 146 тыс. кв. метров, это весьма внушительная сумма. И если не считать некоторых неудобств музейщиков, освоена она была блестяще.

 

 

 



блог Ольги Орловой

Ольга Орлова


все тексты :

pro архитектуру
pro литературу
pro театр
рынок недвижимости
интерьеры
политика
pr-статьи
другое
эссе, публицистика
научные работы


Сайт orlova.cih.ru


 
 
следующая страница
следующий текст
   
театральные сайты nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая гостевая
 
    © Ольга Орлова резюме виртуальный кабинет Центр Исследования Хаоса