Семён Расторгуев
параграф предыдущий текст   следующий текст


    А.Р. Бобович — главный архитектор Ярославля

 

интервью

ЯРОСЛАВЛЬ

«Древний город, устремленный в будущее». Этот слоган мэрия города взяла на вооружение несколько лет назад. Тогда подготовка к 1000-летию, празднование которого намечено на сентябрь 2010 года, только начиналась. С тех пор гранд-статус ярославской старины был признан на мировом уровне: в 2005 году исторический центр города включили в перечень памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. А вектор градостроительного развития зафиксировали в новом Генеральном плане. Главным архитектором города вот уже почти как четверть века является Аркадий Бобович.

Аркадий Бобович

Какие градостроительные события последних лет, на ваш взгляд, наиболее значимы для Ярославля?
А.Б. Приблизительно пять лет назад ярославцы приступили к активной подготовке празднования юбилея. Все сделанное за этот период как и прежде было нацелено на создание среды, достойной истории города и комфортной для проживания ярославцев. Круглая дата способствовала мобилизации усилий и получению дополнительных, в частности, федеральных средств. Если выделять главное градостроительное событие, то это, разумеется, появление нового Генерального плана, утвержденного в апреле 2006 года. В том же году он был отмечен Золотой медалью РААСН. В его разработке участвовали несколько проектных организаций. Были среди них и ярославские. Но главная заслуга принадлежит московскому институту ЦНИИП градостроительства. По сравнению с предыдущим Генпланом, утвержденным в 1972 году, положения которого больше носили декларативный характер, этот проект – более прагматичен и реалистичен. Он задает параметры развития города на ближайшие 15 лет до 2020 года. Определяет способы, типы, плотность, этажность застройки. Более равномерно распределяет по городу общественные функции (раньше они в основном концентрировались в центре). Предлагает схемы размещения вызывающих наибольший интерес со стороны заказчиков коммерческих объектов – торговых, деловых и общественных комплексов.
Однако принятие удачного Генплана вовсе не означает, что все проблемы города автоматически решены. Раньше Генплан являлся идеальной моделью и не имел конкретных механизмов для ее воплощения. Реальная практика была полна перекосов: то великие дела, то «латание дыр». Строилось большое количество жилья, а на благоустройство, например, парков средств не хватало. Это сформировавшаяся в советское время болезнь нашей системы управления. Сейчас есть возможность ее изжить. В действующем Градостроительном кодексе прописано, что спустя три месяца после утверждения Генплана городская власть издает документ с определением этапов по его реализации. Мэр нашего города В. В. Волончунас План реализации Генплана Ярославля до 2010 года подписал в августе 2006 года. Это свод конкретных задач на ближайшую пятилетку, завершающуюся 1000-летием. Его принятие позволяет своевременно заложить решение наиболeе остро стоящих проблем в местный бюджет и выйти с предложениями к области и Федерации.

Назовите основные проблемы города. Какая из них наиболее актуальна и каким образом она может быть решена?
А.Б.
В Ярославле проблемы такие же, как и в большинстве других крупных городов: транспорт (передвижение, парковка, хранение), экология, несоответствие качества и объемов существующего жилого фонда требованиям современных горожан. Решение каждой из них предусмотрено в новом Генплане.
Ярославль развивается в основном как деловой, туристический и культурный центр. Историческая заповедная часть города должна быть максимально свободной для пешеходного движения. Для этого необходимо строительство магистралей, позволяющих вывести транзитные, прежде всего, грузовые потоки из исторического ядра, и обустройство многоуровневых парковок на периферии центральной части города. В 2006 году открылся новый автомобильный мост через Волгу. Сейчас строится магистраль, связывающая его с московским и вологодским направлениями, проходящая по окраинам и промышленным зонам города. Вторая магистраль так называемая «Карабулинская развязка» проектируется. Ее задача соединить с другими районами города, минуя центральную часть Ярославля, наиболее активно застраиваемыми жилые районы Ярославля «Сокол» и «Дядьково».
Новые автоартерии создадут также условия для улучшения экологической обстановки. Сегодня ее ухудшение связано больше не с работой промышленных предприятий, а с увеличивающимися выбросами вредных веществ автотранспортом. Проблемы экологии – загрязнение воздуха и почвы, недостаточное количество и площадь зеленых зон – одни из центральных в новом Генплане. Их решение представляет наибольшую сложность. Здесь необходимы вложения большие, чем те, которыми располагает городской бюджет. Инвесторы этой сферой не интересуются в силу отсутствия в ней коммерческой привлекательности.
Однако наиболее актуальной проблемой остается необходимость строительства жилья. За предстоящие пятнадцать лет намечается построить около 4 млн. кв. м жилья, что составляет примерно одну треть от построенного в городе за все предыдущие столетия его развития. При этом объемы ежегодно вводимого жилья должны быть увеличены по сравнению с тем жильем, что вводилось в последние 10 лет, сначала в два, а затем в три раза. Это позволит поднять обеспеченность ярославцев жилой площадью с 19,5 кв. м на человека до 25 кв.м и создать условия для приобретения каждой семьей отдельной квартиры или дома. Прироста населения в ближайшие десятилетия в городе не наблюдается. Поэтому задача не только в увеличении объемов, но и в создании качественной уютной жилой среды. Москва из-за дефицита территории вынуждена стремиться вверх. А в Ярославле нам пока еще удалось сохранить исторический соразмерный человеку масштаб городских пространств.

Какие основные решения приняты вами и вашим коллективом за последений год?
А.Б.
Управление градостроительства занимается реализацией и в случае необходимости корректировкой Генплана. Прошедший год – первый после его утверждения. Это время апробации. Предложений об изменении Генплана поступило много. Не все целесообразны. Мы принципиально отвергли те, которые предусматривали застройку дефицитных для города зеленых зон. Но необходимость двух поправок была обоснована. Во-первых, сменили категорию одного из участков наиболее значимой для развития транспортной инфраструктуры города Карабулинской развязки: теперь это магистраль не районного, а городского значения. Во-вторых, зарезервировали расположенные в живописном месте вблизи Волги площади недавно закрытого предприятия под строительство жилого района.
Важной задачей является принятие Правил землепользования и застройки. Их разрабатывает коллектив ЦНИИП градостроительства – авторы Генплана Ярославля. Уже готова третья редакция. В ближайшее время Правила будут вынесены на публичные слушания, а затем доработаны и представлены на утверждение муниципалитету города.
Главное в работе ярославских архитекторов сохранить город – его уникальный исторический образ, сочетающий средневековые памятники и классическую градостроительную систему, и в то же время обеспечить развитие его современных функций. Город должен жить и развиваться без эксцессов. Действующее градостроительное законодательство не всегда способствует качественному решению этих задач. Градостроительство четырехмерно: имеет три пространственные (длину, ширину, высоту) и одну временную координаты. Это означает, что практически любое здание, построенное в историческом городе, должно учитывать прошлое плюс быть спроектированным и построенным так, чтобы им можно было пользоваться и через 100 лет. Это элементарные принципы застройки тысячелетнего города. Мы привыкли руководствоваться ими. А согласно современным российским законам все градостроительство свелось к землеустройству. Принятый несколько лет назад Градостроительный кодекс существенно повысил роль Генплана и Правил землепользования и застройки, но в то же самое время практически разрушил систему градостроительной документации в области планировки и застройки, низведя ее значение до определения границ застраиваемых территорий и межевания внутри них. Градостроительные проекты в трактовке нынешнего Кодекса – двухмерны: это всего лишь карты и схемы, отражающие те или иные линии (красные линии, линии застройки, границы земельных участков). Пространственная композиция города, его силуэт и масса других архитектурно-художественных принципов формирования градостроительной среды остаются за рамками требований, предъявляемым законом к градостроительным проектам. Законодатели просто забыли о таком важнейшем понятии как искусство градостроительства. На мой взгляд – это недопустимое упрощение.

С чем вы связываете будущее города?
А.Б.
С надеждами на улучшение законодательства, на рост профессионализма архитекторов и градостроителей, на понимание заказчиками уникальной художественной и духовной роли архитектуры в жизни общества.

 

 



блог Ольги Орловой

Ольга Орлова


все тексты :

pro архитектуру
pro литературу
pro театр
рынок недвижимости
интерьеры
политика
pr-статьи
другое
эссе, публицистика
научные работы


Сайт orlova.cih.ru


 
 
следующая страница
следующий текст
   
театральные сайты nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая гостевая
 
    © Ольга Орлова резюме виртуальный кабинет Центр Исследования Хаоса