Ольга Орлова home page
 


     ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX - XX ВЕКОВ



Глава 1. Философско-психологические аспекты изучения творческой личности

1.1. Психологические уровни рассмотрения идентичности творческой личности

В конце XIX века вопросы психологии творчества становятся частью психологии как самостоятельной науки и связываются с различными психологическими школами. Особенности переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного произведения от возникновения замысла до полного завершения, когда творчество понимается как создание новых оригинальных культурных ценностей, изучаются психологией творчества. Психология творчества изучает процессы воплощения художником фактов и впечатлений в специфической художественной форме, рассматривая, таким образом, как самого творящего субъекта, так и продукты его деятельности. Психология творчества как научная область стала складываться во 2-й половине XIX века.

 

1.2. Психологические и экзистенциальные механизмы поиска идентичности творческой личностью

Изменения статуса творческой личности не могут происходить безотносительно всего общественного устройства. Трансформации, которые претерпел социум на протяжении ХХ века, так или иначе затронуты в работах представителей всех философских систем. Для нашего исследования важно выявить основания умопостижения личности художника в ХХ веке; обозначить некоторые общие закономерности и изменения, конфликты и сферы интересов общекультурного характера, которые не могли не повлиять на положение творческой личности в обществе, на ход творческого процесса.

Фундаментальное исследование «ХХ века и бытия в культуре» осуществил В.Библер в работе «От наукоучения к логике культуры». ХХ век, по его мнению, - «совсем особый тип социального общения и социальной детерминации – хочешь не хочешь – наедине с историей». {1} Ученый выделяет ряд характеристик, определивших сознание людей ХХ века. Среди них – «выбросы из прочных детерминант», «бегство от суда изначальной ответственности», «разрыв ранее плотно сросшихся регуляторов человеческого поведения», всеобщность образа культуры, разделение идеи культуры и идей образования и цивилизации. Культурная ситуация, отличающаяся такими свойствами, меняет статус личности, ее роль в человеческой истории: «культуру можно определить как форму самодетерминации, самоопределения… И – как форму самососредоточения в индивидуальной судьбе, в настоящем – всех прошлых и будущих времен. Такое сосредоточение и делает человека ответственным за начало и конец человеческой истории» {2}. Таким образом, смыслом культуры становится именно «решающее самоопределение и самоперерешение нашего сознания, деятельности, судьбы» {3}. Отсюда, по мнению исследователя, исходит главная закономерность литературы ХХ века: в ней образ героя сливается с «образом автора в его поэтическом пред-, во-, и перевоплощении». {4}

Наличие «проблемы человека» в философии ХХ века подтверждает и известный современный философ М.Мамардашвили. Как и В.Библер, он констатирует изменение требований, предъявляемых культурой человеку (у Библера – «выбросы из прочных детерминант») и соответствие (или несоответствие) человека этим требованиям, его способность ответить на вызов эпохи. «Существование, которое, цепляясь за теплоту взаимного человеческого обогрева, продолжает дальше в бесконечность именно ту жизнь, какая есть, в надежде, что «меня пронесет, если я не подниму голову и не отстранюсь от этой человеческой связи» {5} – такое существование М.Мамардашвили оценивает, соглашаясь с Ф.Ницше: «это первое, что мешает человеку думать, что отгораживает его от себя самого, от своего реального положения в мире и своего предназначения, призвания» {6}. Между тем, в настоящее время «возникло поле личностной ответственности и труда души, как некая авантюра и драма, лишь проходя и осуществляя которую, человек может становиться и быть все время в состоянии заново и заново рождения » {7}.

Теорию отношений творческой личности и внешнего мира по схеме «вызов-ответ» развивает и В.Зинченко. «Вызов состоит в том, что между реальной и идеальной формой есть разница потенциалов. Если субъект принимает вызов, то может случиться событие, когда субъект овладевает идеальной формой, присваивает ее себе или превосходит ее» {8}. Именно таким путем осуществляется культурное движение человечества.

Уже в античности наметилась двоякая трактовка природы творчества: как священной одержимости, не зависящей от поэта (Платон), и как результата сознательной деятельности творца в опоре на художественный опыт, замысел и определенные «технологические» приемы (Аристотель). Рефлексия по поводу индивидуального созидающего начала в культуре имеет точкой отсчета античность, но личность как деятельный субъект в культуре была осознана лишь Г.Гегелем. Д.Дидро, Г.Лессинг, позднее классики русской материалистической эстетики 40-60-х г.г. XIX века обосновывали идею объективной детерминированности творческой деятельности художника. Г.Гегель признает обусловленность деятельности художника временем, необходимость для автора аналитического подхода к способу функционирования природной одаренности и критикует взгляд на творчество как на спонтанное явление. Однако задолго до появления «Эстетики» была отмечена отличающая творцов способность к пересозданию и воссозданию жизненной реальности, причем источник этой способности был неясен (отсюда – версии о трансцендентном происхождении).

 


Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.С.265.

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.С.357 .

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.С.357 .

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.С.369 .

Мамардашвили М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.,1991. С.9

Мамардашвили М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.,1991. С.10.

Мамардашвили М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.,1991. С.19.

Зинченко В. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили. М.,1997. С.20.

 


ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
   страницы:
1 | 2← | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | 8
| 9 | 10 | 11
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га