Ольга Орлова home page



    Алиби для режиссера

Александр Кузин: «Я своему театру не изменяю!»

Творческий климат в театре, а следовательно, и качество его спектаклей, всегда зависит от того, что и кого выбирают его творцы. В бурных перипетиях прошлого года артисты Ярославского ТЮЗа выбрали и отстояли своего главного режиссера и художественного руководителя. А что и кого выбирает сегодня сам Александр Кузин?

Роман с Самарой

- АЛЕКСАНДР Сергеевич, вы недавно вернулись из Самары, где на сцене Самарского ТЮЗа поставили свой очередной спектакль. Раскройте, пожалуйста, секрет ваших взаимоотношений с этим городом и с этим театром.
- С Самарой меня связывают давние отношения. Несколько лет назад в театре «СамАрт» назрел кризис. Чтобы спасти театр, его художественный руководитель Адольф Шапиро пригласил двух режиссеров – Георгия Цхираву, художественного руководителя Казанского театра, и меня. С тех пор мы ставим в Самарском ТЮЗе по одному спектаклю в год. Первым я поставил спектакль по сказкам К. Чуковского «Чу-ха-ха».
- Правда ли, что летом на мировом конгрессе АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и молодежи) в Южной Корее спектакль был признан лучшим детским спектаклем?
- Да. Сначала его выбрала международная комиссия из нескольких спектаклей, представленных Россией для участия в конгрессе. А затем, просмотренный театралами практически из 90 стран, он был признан лучшим спектаклем.
- Что вы поставили после «Чу-ха-ха»? - Спектакль по шуткам А. Чехова «Доктор Чехов и другие»- Это совместный проект нашего и Самарского театров. Мы играли спектакль вместе. Потом был мюзикл по пьесе современных итальянских драматургов И. Терзоли и Э. Вайме «Женщина в подарок», теперь я хочу поставить его в нашем театре. И только что завершена работа над спектаклем по пьесе М. Горького «На дне».
Вот четыре спектакля и шесть лет жизни с Самарским ТЮЗом. Мне нравится этот театр. Мне нравятся люди, которые в нем работают. Но при всем при этом я своему театру не изменяю.

Публика в подарок

- АЛЕКСАНДР Сергеевич, могли бы вы соотнести ваши постановки спектакля «На дне» на самарской и на ярославской сценах?
- Это принципиально разные спектакли. Десять лет назад в Ярославле я поставил Горького в духе МХАТа: масштабное зрелище на большой сцене. За десять лет мои художественные пристрастия сильно
изменились. Самарский спектакль идет на малой сцене. Он получился экспериментальным. Но его полюбили артисты, и приняла публика.
- Многие в нашем городе скучают по вашей ярославской постановке «На дне». Не возникала идея восстановить спектакль в репертуаре?
- Нет. Надо двигаться дальше. Театр – искусство временное. Каждый спектакль, как человек, рождается и умирает. Жизнь спектакля всегда зависит от публики, которая приходит на него. Когда наш, ярославский, спектакль «На дне» превратился в подспорье школьной программы, он умер.

Театр или рынок?

- АЛЕКСАНДР Сергеевич, многие московские театры не допускают сегодня па свои спектакли более пяти учеников из одного класса. А если и допускают класс, то рассаживают его по всему залу. Как вы относитесь к таким мерам?
- Хорошо. Современный мировой театр уходит от порочной практики «культпоходов». Люди думают не о том, чтобы заработать на очередном школьнике свои пятнадцать рублей, а о том, чтобы основную идею спектакля, который «выстрадали» режиссер и артисты, донести до зрителя. Театр только тогда и имеет смысл. А если это место, где зарабатываются пятнадцать рублей, то проще идти зарабатывать их на рынок.
- Чем порочна практика «культпоходов»?
- Театр в этом случае не разговаривает с конкретным человеком. Театр не становится властителем дум, потому что у детей, которые приходят вместе :с классом, закрыта их чувственная природа. Когда рядом с ребятами, которые могли бы воспринимать спектакль, сидят их одноклассники с более низким интеллектуальным уровнем, то непременно действует инстинкт стадности. Нельзя театр превращать в место, где правит «футбольное агрессивное большинство».

Дело семейное

-.В МОСКВЕ сегодня очень
популярна идея «семенного театра». В Ярославле эту идею уже давно пестуете вы. Чем она вас привлекает?
- Это замечательная .русская традиция (мама или папа, дедушка или бабушка берут своего ребенка за руку и приводят в театр), которая укрепляет семью, воспитывает детей в определенных нравственных законах. Но это возможно лишь в том случае, если родители занимаются воспитанием своих детей. А им сегодня этим заниматься некогда - они зарабатывают деньги, чтобы прокормить семью.
- Поэтому вы вернули в театр должность педагога?
- Да. Эта должность существует в театрах всего мира. Когда-то она была и в России. Сегодня мы ее возрождаем. Педагог - мостик между театром и зрителем. Он настраивает публику на верное восприятие спектакля, помогает лучше понять его и, в конечном счете, себя. Педагог в театре - это обязательно еще и психолог.

Чего театру не хватает?

- ТЮЗ известен в городе как театр, всегда готовый к эксперименту, открытый современной эстетике и драматургии. Как вы сами оцениваете сегодня его состояние?
-. В этом году у нас в театре произошло большое событие: он пополнился девятью новыми молодыми артистами. Театр обновился.
Современный театр сегодня уже другой: изменился его художественный язык. И, кроме всего прочего, он требует серьёзных капиталовложений. А у нас сегодня денег нет.
- Александр Сергеевич, может быть, привлекать внимание к театру тех, у кого есть деньги? Ставить спектакли для «денежной» публики?
- Мы, конечно, думаем о привлечении в театр публики со средствами. Но, в: отличие от драматического театра, наш театр – адресный. Сегодня президент делает акцент, на том, что детям надо уделять больше внимания. А денег на это у государства по-прежнему нет. Хочется, чтобы необходимость воспитания детей понимали люди, которые реально владеют сегодня экономическими рычагами.

Один из пяти

- ОТ ЧЕГО еще зависит современность театра?
-От творческой состоятельности его коллектива. Я отчасти понимаю тех, кто не дает сегодня денег на наши художественные проекты. Очевидно,
они думают, что вложив свои средства, получат «шедевр» на уровне провинциального Ярославля. Наш театр входит в пятерку лучших театров России. Признан он и за границей. И только в родном городе о его существовании некоторые даже не догадываются.
- Вы известны своей «подробной» режиссурой, на которую необходимо много времени. Не возникает ли у вас соблазна «прогнуться» под современную ситуацию?
- Современная жизнь требует мобильности и быстрых результатов. Театр сегодня все больше занимается бизнесом. А театр, который создаю я,
воспитывает, не надеясь на мгновенный результат.
Александр Сергеевич, если отбросить географические координаты, какой театр вы можете назвать своим?
- Театр, в котором работает компания интересных друг другу людей: интересных друг другу каждый день, думающих об одном и болеющих одним и тем же.


 
ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
архитектура x.4
     ПТАХИ
пресс-служба
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



SUPERTOP