Ольга Орлова home page
 


     Социокультурные стратегии молодых писателей в информационном пространстве современной культуры

Аннотация, ключевые слова и персоналии доклада: Информационное общество, Интернет, коммуникация, провинция/ столица, идентичность, самоидентификация, массовая культура, массовое сознание, PR , диалог, террор, пропаганда, диффренцированное единство/ манипуляция, Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (Фонд СИЭП), Форум молодых писателей России в Липках.

С.А. Филатов, Василина Орлова, ШтоРаМаг (С. Штокало, С. Расторгуев, А. Магай), Б.М. Эйхенбаум, С. Шаргунов, И. Строгоff (Строгов), М. Свириденков, Н. Кузанский, М.М. Бахтин, Г.М. Маклюэн, Т.С. Злотникова, Л.М. Землянова, С. Измиров, В.С. Библер, В.П. Терин, Г. Блумер

ОРГАНИЗАЦИЯ: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ)

Отправной точкой в написании этого доклада явилось участие его автора и тех, о ком пойдет речь в этом докладе, в третьем Форуме молодых писателей России [1]. Данный Форум ежегодно организуется Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ С.А. Филатова. На неделю в стенах подмосковного пансионата «Липки» собирается около 150 молодых писателей более чем из 45 регионов России. Задача Форума – преодоление дискретности социокультурного, а в современной «медийной» эпохе возможна, на мой взгляд, замена – информационного – пространства современной России[2]. При реконструкции которого я буду опираться не только на материалы опубликованных исследований (См.: 11), но и на собранные во время работы Форума прямые и художественно опосредованные свидетельства молодых писателей [3].

Сегодня в центре художественной и публицистической рефлексии молодых писателей оказалась традиционная для русской культуры, но по-новому актуализированная дихотомия провинции и столицы , как пространств digital divide , расколотых по уровню включенности населения в телекоммуникации. Так, на открытии Третьего Форума молодых писателей России его участники, отмечали, что «Москва живет в Интернете» (Василина Орлова) (14), а периферия, напротив, ощущает себя погруженной в информационный «вакуум», «аквариум» (представители делегации с Камчатки). Однако помимо доминирующей, провокативно выраженной, саморефлексии москвичей и провинциалов на Форуме была представлена и альтернативная обозначенным позиция. Ярославское литературное объединение «ШтоРаМаг», несмотря на свою провинциальную «прописку», оказалось самым широко представленным в Интернете. А сеть сайтов этого объединения по итогам Форума была реорганизована в одноименное Интернет-издательство, публикующее тексты молодых писателей со всей России, прежде всего участников Форума (26).

В обозначенной ситуации дискретности информационного пространства, которая зачастую осознается начинающими писателями столицы и провинции как культурно парализующая информационная, соответственно, избыточность и ущербность , происходит выбор жизненной, а в лучшем случае и творческой стратегии, человека. При этом наиболее востребованными сегодня оказываются те авторы, которые выбирают не просто творческую, а социокультурную стратегию самореализации. Поколение современных молодых писателей, выросшее в ситуации рубежа веков и смены социокультурной парадигмы, сопоставимо с поколением литераторов 20-30 годов XX века, вынужденных обживать новое советское социокультурное пространство. И сегодня для писателя, как и в 20-30 годы, говоря словами Б.М. Эйхенбаума, наступил «миг сознания» , когда писатель вынужден решать не столько задачу «как писать» , сколько задачу «как быть писателем» (27; 430) .

В рамках данного доклада я рассмотрю социокультурные стратегии двух молодых прозаиков, Сергея Шаргунова и Василины Орловой. Эти авторы, на мой взгляд, с одной стороны, показательны для современной социокультурной и литературной ситуации, с другой стороны, сами активно осмысляют ее и пытаются формировать.

При широком спектре возможностей самореализации в СМИ и пространстве массовой культуры, синонимичном, по мнению исследователей современной социокультурной ситуации России, пространству рынка (7; 134), для современных молодых писателей характерен эффект плавающей идентичности . Показательны в данном случае слова молодого прозаика Ильи Строго ff а (Строгова). В интервью «Независимой газете» он говорит: «Понимаешь, ты, наверное, все-таки принимаешь меня за того, кем я не являюсь. Я не мыслю в таких категориях: бытописатель… рассказчик… Я кормлю свою семью. Продаю издателям слова. Если продаю в газету, назовите меня журналистом . В издательство писателем » (9).

Когда средством и критерием самоидентификации молодого писателя становится канал , с помощью которого он общается с читателем, происходит отток молодых писателей в более прибыльные сферы самореализации (СМИ и массовая культура) и характерное для художественных текстов современных писателей размывание границ коммуникативных жанров. При этом приемы манипуляции сознанием читателя мигрируют из коммерческих PR -текстов и текстов массовой культуры в тексты, которые изначально аттестуются писателями как авторские художественные тексты.

Так, художественные и публицистические тексты С. Шаргунова, которые оцениваются самим автором и его критиками в качестве манифестов, строятся по известному в современной PR -практике принципу «вращающейся двери» (6; 20, 38, 179) . В соответствии с этим принципом близкую по тематике информацию читателю подают в разных режимах, оказывая тем самым на читателя так называемое кумулятивное воздействие (Там же; 111 ).

Характерен в данном случае пример развернутой Шаргуновым мифотворческой компании вокруг Форума молодых писателей России. Шаргунов опубликовал на страницах приложения к «Независимой газете» «Ex libris» ряд собственных и чужих материалов (8, 20, 23, 24, 25), идентичных друг другу по оценке Форума, по тону, стилистике, детализации, колориту, набору действий, совершаемых героями статей – участниками Форума. Причем последовательно проводимая из статьи в статью одна и та же субъективная оценка Форума разными авторами носила явно программный характер отрицания выполнения Форумом его главной задачи. Форум превращен на страницах издания в камерную тусовку пьющих от безделья литераторов . Кроме того, данная оценка повторяется путем художественного моделирования в романах Шаргунова и одного из его единомышленников по проведению данной компании М. Свириденкова, соответственно, «Ура!» (22) и «Завербованные в рай» (19).

Более того, Шаргуновым реализован также известный в современной PR -практике манипулятивный принцип «вхождения в роль» с атрибутами сценарного хода (6; 179). С помощью развернутой компании Шаргунов срежиссировал своеобразное ток-шоу , за развитием которого, по его замыслу, должна была следить сплоченная работой Форума литературная общественность. При этом реализация сценария ток-шоу автоматически по законам этого жанра превращает потенциальных собеседников в марионеток . Варианты реакции организаторов Форума на действия Шаргунова были продуманы им и предполагали новые ответные его действия [4].

Другой вариант социокультурной стратегии в дискретном информационном пространстве современной культуры представляет В. Орлова. В основе ее стратегии лежит не раз высказываемая ею в публицистических и критических статьях, а также в речи на открытии третьего Форума молодых писателей России мысль о том, что центр и периферия современного литературного процесса, как центр и окружность вселенной Н. Кузанского, находятся везде и нигде (14, 15, 16). В художественном и публицистическом творчестве Орловой провинция и столица представлены в качестве «диффренцированного единства» (М.М. Бахтин) (3; 352) самодостаточных топосов творческой самореализации человека. Провинция и столица в текстах этого автора оказываются уравнены экзистенциональным (его культуротворческой значимостью ) и разделены социокультурным опытом современного человека. При этом осуществление функции самосознания современной культуры невозможно, по мысли автора, без диалога сторон в рамках этого «диффренцированного единства». Характерно в данном случае название доклада Орловой на открытии Третьего Форума молодых писателей России: «Провинция и столица: диалог России с самой собой» (14).

Более того, в текстах Орловой моделируется и осмысляется не только диалог между провинцией и столицей как специфическими топосами современной культуры, но выделяемая философами ХХ века (М.М. Бахтин, В.С. Библер и их последователи) диалогическая доминанта сознания современного человека, стремящегося к диалогу с выработанными предшествующими культурами смыслами и формами сознания (4 ;388-396, 1, 2, 3). В художественном мире своих рассказов и романов Орлова моделирует современное информационное пространство [5], которое, по наблюдению исследователя, «не линейно, а шарообразно-замкнуто» (21) и в котором, по приведенной там же цитате теоретика информационного общества Г.М. Маклюэна, «все времена и пространства сразу» (21).

Таким образом, если Орлова в своей социокультурной стратегии опирается на осмысление внутренних закономерностей современной культуры, то Шаргунов – на подражание внешним её признакам. Соответственно, если социокультурная стратегия Орловой является реализацией возможностей современной информационной культуры для утверждения культурно-продуктивных ценностей и смыслов: открытости и плюрализма («радостей» новых технологий) , то манипулятивно-монологичная стратегия Шаргунова утверждает тупиковые идеи социокультурного изоляционизма и использует новые информационные технологии в целях интеллектуального террора . При этом, если Орлова в своей интеллектуальной прозе и публицистике обращается к индивидуальному сознанию человека, то Шаргунов ориентируется на массовое сознание, на формирование, манипуляцию общественным мнением . Так, если тексты Орловой предполагают осмысление читателем написанного и посредством прочитанного – себя и окружающей современной действительности, то тексты Шаргунова в идеале, как любые тексты рекламы или, точнее, пропаганды [6], рассчитаны на конкретные действия со стороны массового читателя.


[1] Третий Форум молодых писателей России проходил с 27 по 31 октября 2003 г. в Подмосковном пансионате «Липки».

 

[2] Данная задача не раз проговаривалась организаторами Форума в ходе «круглых столов», посвященных проблемам молодой литературы, при открытии Третьего Форума молодых писателей России и отражена в литературе, выпускаемой Фондом СЭИП (10, 12, 13, 17, 18), а также в многочисленных изданиях, освещающих деятельность Фонда СЭИП и работу ежегодного Форума молодых писателей России.

 

[3] Данные свидетельства собирались в процессе личных бесед с молодыми писателями и круглых столов во время Третьего Форума молодых писателей России, посредством завязавшейся по итогам Форума электронной переписке с его участниками, а также благодаря фиксации свидетельств участников предыдущих двух Форумов в издательствах Фонда СЭИП.

 

[4] Так при озвученной С.А. Филатовым на Форум реакции на статью Шаргунова « Назначенные в грузди », Шаргунов пишет следующие статьи « Тень на траве » и «Почитание старших», уже отталкиваясь от спровоцированных предыдущей статьей слов Филатова и т.д. Это ток-шоу в идеале, по замыслу его автора, должно для особо заинтригованных его действием зрителей растянуться до следующего 2004 г., когда будут отбираться участники Четвертого Форума молодых писателей России. Тогда действия организаторов Форума в отношении Шаргунова (пригласят или не пригласят) также станут поводом для его спекуляций.

 

[5] Художественное моделирование осуществляется Орловой по аналогии с изученным Бахтиным М.М. вертикальным временем (хронотопом), которое, по мысли ученого, воспринимается читателем как единое "всечеловеческое время" (1; 307).

 

[6] Исследуя отличия рекламы от пропаганды, ученые отмечают, что если реклама стремиться влиять на индивидуальное сознание, то пропаганда пытается вызвать коллективные действия (5).


Используемая литература:

•  Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975.

•  Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1979.

•  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

•  Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990

  1. Блумер Г. Коллективное поведение// Психология масс. Самара, 1998.

•  Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. – 301 С.

•  Злотникова Т.С. Человек – Хронотоп – Культура. Ярославль: Александр Рутман, 2003.

•  Измиров С. Ужин на линолиум Кто там молится совку?// Вып. от 6 ноября 2003 г. http :// exlibris . ng . ru / tendenc /2003-11-06/5_ dinner . html

•  Интервью со Строговым// « Ex libris НГ» - 7 августа 2003

•  Интернет-журнал молодых писателей России «Пролог»// http://www. ijp . ru

  1. Материалы сайтов, целиком посвященных данной проблематике: «Психология Интернета» http://psynet.carfax.ru ; «Центр исследований постиндустриального общества» http :// www . postindustrial . net ; ISN - Российская Сеть Информационнного Общества http://www.isn.ru/psychology.shtml

•  Молодые писатели России. Стенограммы круглых столов по программам творчества молодых писателей. М. 2003.

•  Новые писатели. Форум молодых писателей России. М.: Книжный сад, 2003

•  Орлова В. Выступление на открытии Третьего Форума молодых писателей России «Диалог России с самой собой»// Интернет-издательство «ШтоРаМаг» http :// x -4. narod . ru / pub

•  Орлова В. Проза молодых// Интернет-журнал «Пролог» № 10 (18): http://www.ijp.ru/show/pr.php?failn=01801000246

•  Орлова В. XXL _Проза тридцатилетних// Интернет-издательство «ШтоРаМаг» http :// x -4. narod . ru / pub

•  Пролог. Молодая литература России. М.: Вагриус, 2002.

•  Пролог. Молодая литература России. М.: Вагриус, 2003.

•  Свириденков М. Завербованные в рай// не опубликованный роман.

•  Свириденков М. Как нас убили Трое с водкой, не считая девушки// Вып. от 6 ноября 2003 г. http :// exlibris . ng . ru / tendenc /2003-11-06/5_ vodka . html

•  Терин В.П. Информационное и коммуникативное воздействие в условиях глобализации// http://www.isn.ru/info/seminar-doc/inf.doc

•  Шаргунов С. Ура! // Новый мир. 2002. - № 6.

•  Шаргунов С. Назначенные в грузди // Вып. от 23 октября 2003 г. http :// exlibris . ng . ru / tendenc /2003-10-23/5_ forum . html

•  Шаргунов С. Почитание старших// Вып. от 6 ноября 2003 г. http :// exlibris . ng . ru / tendenc /2003-11-06/5_ pochitanie . html

•  Шаргунов С. Тень на траве Завтра закрывается Третий форум молодых писателей России в Липках // Вып. от 30 октября 2003 г. http :// exlibris . ng . ru / subject /2003-10-30/1_ lipki . html

•  ШтоРаМаг (С. Штокало, С. Расторгуев, А. Магай) Интернет-издательство молодых писателей: http :// x -4. narod . ru / pub

•  Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. М., 1987.

 

Информация об авторе: Ольга Валерьевна Орлова, ученая степень/ звание/ должность: аспирантка кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ), место работы: Ярославская областная торгово-промышленная палата, р. тел./ факс: (0852) 72-91-46, E - mail : o - rl @ mail . ru , круг научных интересов: широкий спектр современных социокультурных процессов, происходящий как в внутри российского общества, так и связанных с проблемами и перспективами интеграции России в мировое сообщество, процессами глобализации, информатизации современной культуры и общества и т.д.; коммуникация в современной культуре и обществе; поиски самоидентичности современного человека; дихотомии современная русская провинция и столица, массовая и авторская литература, массовое и элитарное искусство; новейшая русская литература, актуальный театральный и архитектурный процесс; семиотическая и герменевтическая методология.


декабрь 2003

 
ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
архитектура x.4
     ПТАХИ
пресс-служба
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



SUPERTOP