Ольга Орлова home page
 


     Поклонение NEXT

интервью с профессором архитектуры Н.Н. Кудряшовым


Социальная толерантность и щегольская простота в следующем тысячелетии Ярославля  

- Социальные, финансовые вопросы – непременные спутники разговоров об архитектуре. Но давайте поговорим собственно об архитектуре. Как она будет развиваться в следующем тысячелетии Ярославля?

Н.К.: Образ города в следующем тысячелетии, безусловно, будет формироваться новым поколением архитекторов, воспитанным на иных социальных и эстетических ценностях. В городе появится социально толерантная архитектура, решенная не анонимно, как это было в советские времена, а адресно для каждой отдельной группы населения. Потому что город должен отражать различные судьбы, вкусы, деньги, наконец. Однако, с другой стороны, архитектурное искусство призвано смягчать социальные конфликты, примирять бедных и богатых. Поэтому и ярославская архитектура для богатых в будущем должна быть более скромной и демократичной, не пугающе отталкивающей в своей показной роскоши, а привлекательно доброжелательной для всех слоев населения.

- Можно ли прогнозировать эстетические пристрастия будущей ярославской архитектуры?

Н.К.: Это будет, как и во всем мире, хай-тек, неоконстурктивизм, рафинированная утонченная архитектура так называемого денди-пуризма. Щегольская простота, если выразиться просто. С одной стороны, оптимистичная и нарядная, а с другой, чистая и простая, в чем-то даже примитивная. Массивные детали и лепнина, всяческие декоративные элементы снова уйдут в прошлое. Утвердятся простые ясные объемы и формы. Стены не будут, как сейчас, напоминать крепостные бастионы с узкими щелями-бойницами. Исчезнут брутальные решения стоянок на уровне первого этажа, когда вместо приветливого фасада общественного или жилого здания мы видим фасад пожарного депо. Потому что вся эта глухая крепостная архитектура на уровне земли бесчеловечна. А будущее за открытой и прозрачной архитектурой.

- Все из обозначенных Вами перспектив ярославской архитектуры – это уже широко освоенные в текущей мировой практике направления. Мы так сильно отстаем? Есть ли вообще сегодня в Ярославле современная архитектура?

Н.К.: Сегодня можно говорить о наличии в Ярославле стремления архитекторов создавать объекты, внешне созвучные высокотехнологичной архитектуре авангардных мировых течений неоконструктивизма, деконструктивизма, хай-тека. Это уже приобретающее свои основные очертания здание «Яррегионгаза» на площади Труда за цирком. Это новый городской выставочный зал в Казармах. Это то там, то тут выглядывающие в прозоры центральных улиц современные фасады внутриквартальной жилой и офисной застройки. У нас есть внешнее сходство с сооружениями современной мировой архитектуры, но нет тождества современных формы и содержания. Ведь современность в самом сокровенном своем значении - это высокие технологии в архитектуре. Архитектура – это искусство создания форм, а современная архитектура – это создание высокотехнологичных форм. Ни о чем подобном в отношении ярославских зданий мы пока говорить не можем. У нас на сегодняшний день нет ни одного сооружения, которое действительно можно было бы считать произведением современного искусства архитектуры. Это пока лишь робкие попытки догнать локомотив мировой архитектуры.

И это еще ситуация в областном центре. А все, что сейчас строится в области – это, как правило, вульгарный и обыденный постмодерн, характерный для американо-австралийской архитектуры начала 60-х годов. Какое это отношение имеет к России? К Рыбинску, Ростову, Переславлю? Никакого абсолютно. Это провинциальная мода, видимо, почерпнутая из мотивов лужковской Москвы и дурных картинок глянцевых гламурных журналов об архитектуре.

И это еще выгодная ситуация областного центра относительно экономически благополучного в общероссийском контексте региона. А все, что сейчас строится в области – это, как правило, вульгарный и обыденный постмодерн, характерный для американо-австралийской архитектуры начала 60-х годов. Какое это отношение имеет к России? К Рыбинску, Ростову, Переславлю? Никакого абсолютно. Это провинциальная мода, видимо, почерпнутая из мотивов лужковской Москвы и дурных картинок глянцевых гламурных журналов об архитектуре.

 Назад в будущее, или свободу архитекторам!

- Извечный русский вопрос: что делать? Может, у Вас есть какой-то рецепт реанимации ярославской архитектуры?

Н.К.: Рецепт прост: больше ездить, смотреть и, главное, видеть то, что создают сегодня в мире. Стремиться пощупать, примерить к своей реальной жизни новинки мировой архитектуры. Это относится ко всем участникам градостроительного процесса: инвесторам, заказчикам, архитекторам, строителям, представителям согласующих, властных структур. Картинка, фотография, иллюстрация в журнале, икона в Интернете – это ложь, обман, она не дает никакого реального представления о современной мировой архитектуре. Во все времена архитектура развивалась только посредством реального осязания новинок архитектуры. Люди путешествовали и из путешествий привозили воспоминания об иной архитектуре. Так развивалась архитектура везде, в том числе и в Ярославле. 100 лет назад Ярославль был вполне европейским городом. Он был в своих каменных сооружениях ничуть не хуже немецких, австрийских, французских или любых других европейских городов. Люди, жившие здесь и заказывавшие архитектуру, всегда следили за мировой модой. И хотя Виктор Гюго говорил, что «ни одна революция или война не нанесла такого ущерба архитектуре, как мода», но на данном этапе развития ярославской архитектуры – это выход.

Ярославский истеблишмент уже научился модно одеваться и выбирать модные автомобили. Но он еще не научился следить за архитектурной модой.

Другое дело, что если говорить о подлинном развитии искусства архитектуры, неизбежно встает вопрос свободы его творца – архитектора. Никто из ярославских (да и российских) инвесторов не готов сегодня рисковать и отдавать свои деньги для свободного поиска новых форм. Так, как это принято во всем мире. Отечественный и, в частности, ярославский архитектор не свободен. В лучшем случае он скован модными взглядами на хай-тек, неоконструктивизм и т.д. Но идти собственным путем, выйти за пределы этих пусть и авангардных течений современной архитектуры отечественный архитектор пока не может. Быть модным – это уже смело. Быть независимым – просто невозможно. Но для того, чтобы мы могли войти в авангард мирового архитектурного процесса, а, может быть, и снова стать законодателями мировой архитектурной моды, как это уже было в начале ХХ века, кто-то должен рисковать…



предыдущая страница <

Материал опубликован в журнале "Губернский город" № 7 2004 г.


ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
стр. 2   1←
архитектуры профессор Н.Н. Кудряшов
   Архитектуры профессор
   Н.Н. Кудряшов
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га