Ольга Орлова home page
 


    Non-stop или Что происходит в ТЮЗе?

Традиционная для современного европейского, как, впрочем, и для русского театра XIX - начала ХХ веков традиция «блуждающих» творцов возрождается. И две мартовские премьеры Ярославского ТЮЗа – результат совместного творчества труппы театра и свободных художников из Самары и Питера – прямое тому подтверждение.
Премьера первая. Сценическая версия поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Автор инсценировки, постановки и оформления спектакля самарец Олег Скивко. Странная получилась вещь. Действие грандиозной поэмы сжато волей режиссера до пределов малой сцены, на которой сконструирована не то повозка (Птица-Тройка?), не то купе (мчащего через ХХ век?) паровоза. В этом символичном пространстве сцены философствующий шулер Чичиков (Илья Богатырев) и встретится гм… с еще одним жуликом русской провинции, поочередно переодевающимся во всех остальных персонажей гоголевского оригинала (Юрий Круглов). Режиссер, следуя известному принципу Вс. Мейерхольда, поставил скорее не произведение, а всего автора, ненавящево реализовав в этом втором – играющем всех остальных – герое мотивы извечного русского ревизорства-самозванства. Есть в этой истории и третий непременный герой русской драмы: Мужик (Юрий Иванов). Два мошейнника на все времена, объединяясь в финале, мчатся дальше. Идет дождь. Мужик танцует и поет. Фреска, на мгновение оживающая у зрителя перед глазами. Притча, разгадать которую ему еще предстоит. «Спектакль из серии того, что еще никто не делал» - прокомментировал работу автор. Думаю, что и не видел тоже. Кстати, еще один эксклюзив: «русское танго», наряду с прочей музыкой, звучащей в спектакле, сочиненное специально для ярославской постановки композитором с мировым именем Антоном Чердакли, маэстро известного квартета «Non-stop».
Премьера вторая. Философская сказка для тинэйджеров и не только. Большое двухактное полотно, поставленное по пьесе В. Ольшанского по повести Ф.Э. Бернет «Принцесса Кру». Питерские авторы спектакля уже известны ярославцам: режиссер – Борис Гуревич и художник – Ольга Слезкина по поставленной в ТЮЗе десять лет назад комедии испанца Тирсо де Молина «Ревнивая к себе самой», композитор – Сергей Сушко по целому ряду осуществленных в этом театре работ.
«Сказка сказок», вбирающая в себя мотивы Золушки и алых парусов, мистические трансформации Гофмана и андерсеновские быт и стойкость человеческого духа презентуются зрителю жестко и современно, трогательно, но не слезно. В игре занятых в спектакле молодых артистов ТЮЗа чувствуется освоенная ими стилистика подлинного реализма, иногда – бытового гротеска. Они играют не сусальность переживаний заводных Золушек и укутанных в мантии принцев, а первые – настоящие чувства – обычной лондонской девчонки Сары Кру (Ирина Наумкина) и лондонского парня Дональда (Сергей Василюк). Вовсе несказочную забитость и униженность служанки Бэкки (Татьяна Мухина). Играют так, что остается сожалеть вместе с питерским режиссером о том, что в Ярославском ТЮЗе утеряна традиция совместных – родители с детьми или старшие сестры и братья с младшими – походов в театр.
Феномен «блуждающих» творцов самим пилигримам искусства дает возможность реализации своих давних или, напротив, новаторских новорожденных замыслов. Труппе – отличный тренаж, ощущение иных творческих школ и эстетических систем, толчок к саморазвитию.
P.S.: Некогда социально-ответственный Жан Виллар утверждал, что театр, как творческий организм живет ровно 20 лет, а после либо умирает, либо меняет эстетику. Ярославский ТЮЗ накануне своего 20-летия, начав свой предъюбилейный сезон принятием в театр девяти молодых артистов да небывалым (пять штук) количеством добротных премьер, думается, подтвердив подобный творческий тонус премьерами самого взыскательного для театралов месяца – марта, пойдет по второму пути. Non-stop!

 

 
ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
архитектура x.4
     ПТАХИ
пресс-служба
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



SUPERTOP