Ольга Орлова home page
 




    Пчелки и рыбки Божьи

 

    В селе Хороброво Переславского благочиния в десятых числах июля «отжужал» в диспутах на актуальные для современной молодежи темы и «отплескался» за радостными купаньями в речке Нерли и байдарочными походами по оной Второй съезд православной молодежи Ярославской епархии.
Это мероприятие проводится по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла уже второй раз и ежегодно собирает около трехсот ребят в возрасте от 14 до 25 лет со всей области и Подмосковья. Организаторы съезда – молодежный отдел Ярославской епархии, а также ярославский Православный молодежный клуб «Вектор» и негосударственное образовательное учреждение Подмосковья – школа «Образ».

Сеточки духовных переживаний
или А что нам надо?

Что надо пчелкам и рыбкам Божьим? Участников съезда на его открытии напутствовали притчей святого Паисия Афонского, в которой он разделял людей на «пчелок», усердствующих в поиске цветов, и на «мух», праздно обхаживающих нечистоты. «Бери от жизни лучшее, а не все!» – перефразировав слоган модной рекламы, резюмировали притчу участники съезда. А также не попадайся в сети мира сего, то есть «лучшее» (сокровища) собирай «не на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут»…
Ребята из ярославской православной гимназии им. Игнатия Брянчанинова показали на съезде спектакль об опасности нового вида сетей, расставленных лукавым для уловления современной молодежи, – сетей виртуальных. Современная молодежь действительно слишком окутана сетями соблазнов и «окультурена» массовой культурой, а вот церковно зачастую дика. И подвиг воцерковления современной молодежи, наверно, в чем-то сродни подвигам приручения диких зверей великими русскими подвижниками Сергием Радонежским и Серафимом Саровским и требует не меньшего опыта нелицемерной любви и терпения.
Именно поэтому, вероятно, верна интуиция современных православных миссионеров, стремящихся к общению с молодежью на природе, в походах и в ходе таких вот выездных съездов. «Молодежь стремится на природу, потому что хочет быть живой, – пишет современный миссионер, – и мы должны выражать христианство именно как жизнь, которая меняет смысл смерти». Кстати, в Хороброво собралась не только воцерковленная молодежь, были и те, кто только воцерковляется или еще только хочет обрести веру…
…Общая молитва под открытым небом, всенощное бдение в Свято-Никольском Сольбинском женском монастыре и литургия в восстанавливаемом храме села Нагорье, совместное чтение молитв перед Причастием и общее причащение на следующий день, крестный ход со сменами носителей хоругвей и икон, а после – общая молитва в прохладе храма села Андрианова, поход на байдарках в село Елпатьево и воздвижение там Поклонного Креста и молебен перед разрушенным храмом, да даже игра в волейбол со священниками, а после беседы с ними за костром о самом главном...
В таком непосредственном общении со священством и соборном погружении в священное пространство ритуала церковно закомплексованная, а иногда и вовсе запуганная молодежь раскрепощается, и именно здесь на природе сегодня зачастую происходит Встреча этой церковно дикой молодежи с Тем, Кто там, где двое или трое соберутся во Имя Его неизменно присутствует... Окунувшись в первозданную красоту природы современному молодому человеку легче научиться видеть присутствие Бога, читать священную историю и искать Его следы в повседневности собственной жизни.
…Идем в байдарочный поход, байдарки до реки несем на плечах по двое… Тяжело-то как! Но вот представляешь байдарку Крестом, тем, что нес некто Симон из толпы Христу на Голгофу, вспоминаешь слова из недавно слышанной проповеди: «Легкого крестоношения не бывает»… и сразу легкость какая-то... Откуда взялась? «Иго мое благо, и бремя Мое легко»…
Или знаешь, что поход-то длинный, садишься в лодку с недоумением («четыре часа ведь грести») и молишься привычно: «Господи, дай мне сил!». А после плывешь и под воздействием невыразимой красоты реки на восходе (лилии и кувшинки распускаются навстречу солнцу, серебристые рыбки радостно снуют мимо лодки, водная гладь золотится неземным светом) чувства твои становятся тоньше, молитва – сокровеннее и постепенно сопрягается со славословием: «Господи, дай мне плавности движений и спокойствия рыб, сотворенных Тобою, да не устану и да совершу все во Имя Твое…».
А потом ловишь рыбку, она вначале бьется в лодке твоей, а после издыхает и… такая память смертная! (То ты отождествляла себя с рыбкой, а вот и рыбка уже навсегда покинула свои прозрачные текущие чертоги…). И вот уже твоя душа воркует между блистательным совершенством мира сего и неотвратимом оставлении его пределов… А вечером, когда уже вернулись в Хороброво, двух пойманных во время байдарочного похода рыбок по чуду единения собравшихся вокруг костра хватает, чтобы наесться всему лагерю… И опять трепет охватывает душу…
И даже погодные контрасты (ночью – холод, днем – неимоверный зной) осознавались на съезде как некая тайна выхода из теплохладной повседневности: кто ни холоден, ни горяч не войдет в Царствие Небесное. Кстати, участники съезда научились обогревать палатки: перед сном зажигали в палатке церковные свечи, несколько минут молча смотрели на них, молились… и ночью не мерзли!
Так в течение всего лишь каких-то четырех дней, пока длился съезд, сплетались сеточки духовных переживаний, которые уловят души от обольщения миром, когда веселая и шумная молодежь вернется в суетную реальность своих будней. (А тот, кто помогает сплетать эти сеточки, вероятно, и может быть назван «ловцом человеков»).

Христос или жвачка и модные джинсы?
Как ни странно, но этот выбор стоит вовсе не перед молодежью, как это может показаться на первый взгляд, а скорее перед ее пастырями и наставниками...
Нет-нет да и звучали в речах педагогов, присутствующих на съезде, возможно, и оправданные жалобы на то, что до 14 лет ребята и в воскресные школы ходят, и в церкви вроде бы стоят, крестятся… А потом их туда и калачом не заманишь… И одеваются они в этом возрасте в узкие джинсы, обнажающие девчоночьи животы, и пирсингом* увлекаются, и речь свою облекают в грязные одежки сквернословия…
В этом возрасте мальчишкам и девчонкам хочется общаться и общаться прежде всего со сверстниками. И если формальным пропуском в мир сверстников являются, например, модные джинсы (или даже способность выражаться матом), то подростки стремятся приобрести этот «пропуск». Но также как известно, что подростки стремятся общаться друг с другом, известно, как часто они ищут настоящего лидера, которым может стать старший или взрослый человек.
Старшему соседу по подворотни подростки в своем юном бунтарстве подчиняются как-то легче, а вот для того, чтобы священник или педагог стал для них лидером, он, видимо, должен понять и воплотить всей своей жизнью «тайну умаления»: снизойти до подростков, также как когда-то Христос снизошел до человека. И самое смешное, что для этого взрослого «пропуском» в мир подростков также могут оказаться те самые джинсы (или жвачка, или знание рок-музыки, или дружба с байкерами…). Это, видимо, равносильно тому, как Бог облекался в тленную плоть, чтобы спасти человека.
У костра протоиерей Георгий Лапшин поведал о том, что когда он был молодым и уже определился с путем священнического служения, он все свои «мирские», модные вещи раздал, отдал свои джинсы… «Мне это все было не нужно…» Те же, кто знает миссионерскую направленность служения протоирея Георгия сейчас, услышав эту историю, тихонько пошутили: «а потом опять все это приобрел…». Одно не отрицает другого, когда это другое служит благой цели…
Кстати, когда педагоги там же, на съезде, спросили у священников про их отношение к жвачке, протоиерей Георгий Лапшин пошарил в кармашке рясы и вынул самый настоящий «Orbit»... А когда из «зала» в ходе одного из диспутов пришла записка с незамысловатым вопросом: «А целоваться православным можно?», отец Дмитрий, пастырь школы «Образ», после паузы на выдохе ответил: «Можно!». Молодежь оживилась… А после пошутил: «Вот мы, священники, очень любим целоваться»… Отвечая шуткой на вопросы о внешнем, священники на съезде говорили о Христе, о том сокровенном, что составляет суть христианства и жизни человека на Земле…

(продолжение)

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га