Ольга Орлова home page
 




    Как сделать храм торжественным и монументальным?

В очередной раз решается судьба Успенского собора в Ярославле

 

   Август – месяц судьбоносный для Успенского собора.
В августе 1937 года собор снесли.
В августе этого года – решали, в каком виде его восстанавливать.

Общественное обсуждение проектов восстановления Успенского собора 12 августа прошло в Ярославском художественном музее-заповеднике. Из выставленных на обсуждение четырех анонимных проектов в центре дискуссии оказались два: второй проект под названием «Храмъ» и третий под девизом «Торжественность и монументальность». Преимущества каждого из них: оправданная временем и потребностями Ярославской епархии Русской Православной Церкви в кафедральном соборе вместительность и функциональность здания – во втором проекте; историческая достоверность и методологическая грамотность в воссоздании собора на его исконном месте – в третьем.


Напомним, что согласно условиям конкурса участники делали эскиз-проект, повторяющий основные объемы древнего собора. Каждый проект должен был предусматривать подземное пространство для размещения зала заседаний и ризницы, а также раскрывать для обозрения фундаменты древнего собора, обнаруженные при раскопках.
Если вынести за скобки актуальную функцию собора как нового кафедрального храма города Ярославля и взглянуть на второй проект под названием «Храмъ» с точки зрения историей или хотя бы (а может быть, наоборот, тем более!) современностью оправданной эстетики форм, то становится очевидно, что перед нами достаточно вольная эклектичная фантазия на тему древнерусского храмового зодчества. Как отмечают специалисты, это компиляция из московских и угличских крылец, поставленных на подклет четверика XVII века с намеком на старообрядческий модерн XIX века. Даже неспециалистов смутила нарочитая придавленность маковиц, как будто проект сначала был выполнен, но показался авторам слишком высоким, а потому в конце процесса проектирования был слегка приплюснут. (Благо современные компьютерные методы проектирования производить такие манипуляции с объектами позволяют).
По принципу такого незатейливого обращения с историческим наследием второй проект можно объединить с двумя другими: первым, названным «Православный канон, Символика форм, Гармония пропорций» и четвертым – «Которосль». Первый проект (сокращенно «Канон») представляет собой большой пятиглавый, шестистолпный храм – также вольную фантазию на тему архитектуры Древней Руси домонгольского периода. Здесь к четверику ярославского Успенского собора приставлены псковско-новгородские абсиды и притворы, а также приплюснутые главы, характерные для архитектуры XIX века. Четвертый проект «Которосль» – это пятиглавый, но четырехстолпный храм, решенный в псевдовизантийском стиле XIX века и напоминающий киевский Владимирский собор в малом масштабе. И первый и четвертый проекты почему-то не предусматривают строительства колокольни.
Кроме того, авторы второго проекта «Храмъ» намерены построить новый собор в стороне от старых фундаментов, фрагменты которых предлагают поместить под большие объемы стекла и выставить на обозрение. При этом авторы ссылаются на традицию, которая издревле существовала на Руси: новый храм всегда строили чуть-чуть в стороне от сгоревшего или разрушенного. Об этом, кстати, свидетельствуют и археологические раскопки, которые проводятся сейчас на месте воссоздания Успенского собора. С ними участников обсуждения ознакомила заместитель Ярославского художественного музея-заповедника Светлана Блажевская. Как показали последние археологические раскопки, сообщила она, на Стрелке было не три собора, последовательно сменявших друг друга во времени, а четыре. Причем каждый из них строился не на фундаменте предыдущего, а несколько в стороне.
Но наши предки, строя в те стародавние времена, вероятно, еще могли себе позволить не задумываться об исторической заповедности места стройки. Сейчас – иначе. Если поставить собор, как то предлагают авторы второго проекта, в стороне от старых фундаментов в районе сквера и скульптуры Ветхозаветной Троицы работы Николая Мухина и Игоря Трейвуса, то нарушится территория, где сохранились фундаменты Демидовского лицея XIX века, воеводского дома XVII века и даже первого каменного собора XIII века. По всем правилам исторической, археологической, реставрационной наук это недопустимо. Тем более, как отметила, на обсуждении историк Наталья Землянская, если строить новый собор на другом месте, то понадобятся очередные археологические раскопки. А это дополнительно упущенное время в строительстве храма к 1000-летию города.
Исторической достоверностью да и просто элементарной тщательностью работы от всех предыдущих отличался третий проект под девизом «Торжественность и монументальность». Он, кстати, был представлен не на нескольких листочках и планшетах, как остальные проекты, а занимал целую стену. В пояснительной записке авторы объясняют, что изучение архивных материалов – исторических чертежей, гравюр и акварелей – позволило им установить параметры собора и колокольни и их подлинный архитектурный облик.
Метрологический анализ дал им возможность определить древние меры, в которых собор и колокольня были построены. В случае четверика это была маховая сажень (176 см), а в случае пристроек XIX века – казенная сажень (213 см). Благодаря археологическим раскопкам удалось определить основной кладочный материал – кирпич-большемер – и его размеры. По третьему проекту собор восстанавливается на древних фундаментах, при использовании метода задавливания свай, которые укрепят их, но не повредят им благодаря отсутствию вибраций.
Авторы предлагают несколько вариантов воссоздания храма, от восстановления в первозданном виде без каких-либо позднейших пристроек и изменений до воссоздания его на конец XIX века с пристроенными притвором, папертью и теплым приделом, хотя во всех вариантах основной четырехгранный объем (четверик) воссоздается по габаритам 1646 года. Проект предполагает размещение зала заседаний, рассчитанного на 280 человек, и служебных помещений под теплым приделом и папертью, что позволит полностью освободить территорию под основным четвериком для создания крипты. Древние фундаменты и место проведения раскопок станут доступными для посетителей. Там планируется устроить археологическую выставку.
Этот проект предполагает не только воссоздание колокольни по историческим формам, но и благоустройство окружающей территории с восстановлением элементов градостроительной структуры XVIII века – конфигурации овальной Соборной площади. Также предусматривается строительство памятных часовен и знаков на месте разобранных церквей Толгской Божьей Матери, святых Леонтия Ростовского и Иоанна Златоуста. При этом все проектные работы велись с учетом оптимального сохранения зеленых насаждений ныне существующего сквера.
По словам директора Института искусствознания Алексея Комеча, увидевшего все варианты воссоздания собора во время недавнего приезда в Ярославль, первые три из них «ничего общего не имеют с понятием реставрации: либо это подражание, либо это новая постройка; проект под девизом «Торжественность и монументальность» – единственный приемлемый вариант научно обоснованного воссоздания архитектурной среды города, соответствующей статусу Ярославля как заповедника ЮНЕСКО».
Через пять дней после состоявшегося общественного обсуждения 17 августа прошло закрытое заседание конкурсной комиссии по выбору проекта восстановления Успенского собора. Выбирали между двумя проектами, которые, как это было отмечено в начале статьи, оказались в центре общественного внимания, то есть между вторым («Храмъ») и третьим («Торжественность и монументальность») проектами.
Единственным итогом прошедшего заседания стало решение строить собор строго на том же месте, где он располагался раньше. А вот решение вопроса о том, каким быть Успенскому собору отложено еще на десять дней. Именно столько времени комиссия предоставила авторам двух проектов на доработку, пообещав на следующем заседании принять окончательное решение. По словам одного из ведущих реставраторов России Сергея Демидова, курирующего восстановление всех памятников федерального значения на территории Ярославской области, новый собор должен быть новым: «Достаточно просторным, чтобы вмещать не меньше трех тысяч человек, в соборе должен разместиться музей церковно-архитектурных ценностей, а также быть конференц-зал и другие необходимые сегодня помещения».

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
Успенский собор / Проект восстановления №1
следующая страница
Успенский собор / Проект восстановления №2
 
Успенский собор / Проект восстановления №3
Успенский собор / Проект восстановления №4
  галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га