Ольга Орлова home page
 

 




     Гуэрра – это сказка

текст для буклета

 

   Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в Сантарканжело в Романье – северной области Италии. Здесь же, на этой земле родился и провел свое детство Федерико Феллини – близкий друг и соавтор Тонино Гуэрра. С юных лет Гуэрра, также как и его ровесник Федерико Феллини, зарабатывал на хлеб рисованием. В то время, когда Феллини продавал свои карикатуры на улицах Рима, Тонино подрабатывал оформителем для газет и журналов.

В годы учебы в университете в Урбино, который Гуэрра закончил только после войны, в 1946 году, Гуэрра начинает активно заниматься литературной деятельностью. До этого, в 1943 году он был депортирован немцами из своего городка в концентрационный лагерь в Тройсдорфе. Еще там, в плену, начались его первые литературные опыты. «В плену я начал писать стихи на диалекте, чтобы составить компанию крестьянам-романьольцам моим односельчанам, которые были вместе со мной в лагере…» Стихи приходилось запоминать наизусть, так как в лагере в его распоряжении не было ни бумаги, ни карандаша. Так поэт Тонино Гуэрра написал свои первые строчки. Поэзия привела его в кино.

*

В 1956 году он пишет совместно с Элио Петри свой первый сценарий «Люди и волки», поставленный режиссером Де Сантисом. Кстати, картина, снятая по одному из первых сценариев Тонино Гуэрра «Один гектар неба» стала «боевым крещением» для молодого актера Марчелло Мастроянни. А после выхода картины Антониони «Приключение» в 1960 году, снятой по его сценарию, Гуэрра становится одним из самых востребованных итальянских сценаристов. В 60-е годы начинается его длительное плодотворное сотрудничество с Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантисом, Витторио Де Сикой и другими знаменитыми режиссерами.

У Тонино Гуэрра часто спрашивают, как он мог работать с такими разными режиссерами, делать такое разное кино. На это Тонино Гуэрра обычно отвечает: «Я сочинял поэтическую сказку, и каждый режиссер брал от меня как от поэта то, что ему было нужно». Если про Федерико говорят: «Феллини – это кино», то про Тонино «Гуэрра – это сказка».

В историю мирового кинематографа Тонино Гуэрра вошел как автор сценариев к фильмам «И корабль плывет...», «Амаркорд» Федерико Феллини, «Брак по-итальянски» Витторио де Сика, «Блоу ап», «Затмение», «Красная пустыня» Микеланджело Антониони, «Ностальгия» Андрея Тарковского и многих других. По сценариям Тонино Гуэрра поставлено более 100 всемирно известных кинофильмов. Его работы отмечены восемью «Пальмовыми ветвями» и двумя «Оскарами». На родине о нем говорят, что он «золотой нитью своего таланта прошил весь итальянский кинематограф».

*

Во второй половине прошлого века Италия переживала небывалый подъем в области культуры. Художники, кинематографисты, писатели – все вращались в едином творческом пространстве и обладали разносторонними талантами. И Феллини, и Антониони, и Гуэрра помимо своей основной деятельности рисовали, любили рисовать вместе, и делали это не менее гениально, чем все остальное.

На сегодняшний день Тонино Гуэрра – один из лучших сценаристов и поэтов современности, признанный художник. Его сценарии называют «поэтическими сказками», а живописные произведения – «цветными мыслями поэта», поскольку отделить одну грань его таланта от другой невозможно, они слиты в единое целое в его творчестве. Корни такого разностороннего дарования, безусловно, лежат в эпохе Возрождения, которая подарила миру великих художников, гений которых выходил далеко за рамки одного жанра или направления в искусстве. Тонино Гуэрра – выдающийся гуманист, принадлежащий к поколению блестящих мастеров, которое, к великому сожалению, уже уходит, и истинный сын своих великих предков, «последний человек Возрождения» , как его часто называют в Италии.

*

Великий маэстро, которому исполнилось в марте этого года 85 лет, живет сейчас в живописном итальянском местечке Пеннабилле. Там есть сад забытых фруктов, которых больше не сыскать на всей земле, есть семь каменных зеркал Тонино Гуэрра, есть таблички с надписями, развешанные по стенам его дома и в домах жителей Пеннабилле, эдакие скромные памятники «маленьким» людям. Например, небольшой некролог в честь некоей синьоры, которая «прожила в этом доме более 80 лет, охраняла цветы и ничего не просила ни у людей, ни у Б-га, кроме дарования ей легкой смерти». Или философского заключения: «Ты любишь цветы и рвешь их; ты любишь животных – и ешь мясо; ты говоришь, что любишь меня, – я боюсь тебя»….

Все в доме Тонино Гуэрра напоминает о его великих друзьях. Все словно дышит воздухом их присутствия. Возле своего дома Тонино воздвиг часовню в честь Андрея Тарковского. Это сооружение, прилепившееся к скале, напоминает огромное гнездо, лишенное входа. Так Тонино Гуэрра дает нам понять, что в мир художника не дано попасть никому, даже самому близкому другу. Недалеко от часовни – две гениальные головки голубков на тоненьких бронзовых жердочках, которые смотрят друг на друга. А когда солнце находится в зените, на землю ложатся тени, похожие на Федерико Феллини и Джульетту Мазину.

Тонино Гуэрра живет в климате игры, который сам же, подобно Творцу своей собственной Вселенной, создает. Шкафчики, которые он придумывает и делает, настолько естественны, что кажется, выросли из зернышек, посаженных Тонино в его волшебном саду. А мозаичные фонтаны Гуэрра так прекрасны, что вода, заботливо умывая их разноцветные рельефы, журчит от удовольствия…

*

«В России, где длинная зима, – любит говорить Тонино Гуэрра, – нужны сказки, чтобы согреться». К 1000-летию Ярославля великий итальянец придумал сказочной красоты фонтан, который может украсить одну из площадей города.

Итальянские архитекторы и художники всегда активно участвовали в градостроительной судьбе российских улиц и площадей. У Тонино Гуэрра есть замечательная поэма о Петербурге, прекрасно переведенная Беллой Ахмадулиной, где Тонино, кстати, замечает, что он совсем не чужой в этой симфонии Кваренги, Росси и Растрелли…

В целях содействия развитию отечественной культуры и расширения культурных контактов Ярославского региона в августе этого года создано российское отделение Ассоциации культуры имени Тонино Гуэрра. Возглавил отделение президент ярославского инвестиционно-строительного холдинга «Губернский город и К» Вадим Соловьев.

Авторская выставка «Подарки Тонино Гуэрра», которая в сентябре 2005 года проходит в Москве, а в октябре переезжает в Ярославль, – это одна из первых культурных акций российского отделения Ассоциации культуры имени Тонино Гуэрра.

В экспозицию вошли картины, рисунки, графические работы, предметы быта и интерьера, созданные руками знаменитого итальянского сценариста. Часть экспозиции состоит из подарков, сделанных знаменитым итальянцем своим русским друзьям, в частности президенту ярославского инвестиционно-строительного холдинга «Губернский город и К» Вадиму Соловьеву, который организовал и профинансировал это мероприятие.

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
 
следующая страница
  галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га