Ольга Орлова home page
 

 




     «Точки роста»:

инвестиционно-градостроительная эффективность региона

 

В конце 2005 года контуры будущего развития ярославского региона стали различаться отчетливее. Департамент градостроительства и архитектуры Администрации области определил подрядчика на разработку региональной Схемы территориального планирования и разработал новый закон «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области».

О роли этих событий в градостроительном – и не только – развитии региона в ближайшие десятилетия мы беседуем с главным архитектором Ярославской области, директором Департамента градостроительства и архитектуры Администрации области Дмитрием Ильичом Брандуковым.

— Дмитрий Ильич, каково значение Схемы территориального планирования для развития региона? Не станет ли Схема очередным документом, никак не связанным с реальной практикой на местах?

Сегодня на самом деле существует так называемая проблема «необязательности» исполнения законодательства в области градостроительства. Причем это проблема не только нашего региона, а вообще по стране. Во многом такая ситуация продиктована декларативностью существующих законов. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы получить сегодня работоспособный в условиях рыночной экономики документ, позволяющий скоординировать вокруг него действия служб и ведомств, участвующих в градостроительном процессе, а также администраций городов и районов, для которых новый документ должен стать насущным, определяющим их деятельность, если хотите, даже избавляющим их от проблем. Таким документом они не просто будут «должны», а будут хотеть руководствоваться на практике.

Например, если сейчас инвестор приходит в Администрацию региона или МО, то именно в этот момент начинаются хлопоты о том, что можно инвестору предложить, можно ли ему проложить трубопровод по этой территории или согласно природоохранным нормам это недопустимо и т. д. В случае же разработанной Схемы территориального планирования чиновник будет знать заранее, что, где и на каких условиях он может предложить инвестору на территории региона на ближайшие десятилетия. В таком случае уже возможен деловой конструктивный диалог и обсуждение перспектив долгосрочного сотрудничества. А это всегда привлекает инвесторов и способствует повышению инвестиционной репутации региона.

Кроме того, наличие такой схемы позволит прогнозировать, планировать и управлять инвестиционными процессами в регионе, что без картографически оформленной стратегии всего региона осуществлять достаточно сложно. Для области в настоящее время актуален вопрос четкой комплексной территориальной привязки программных решений, без которой перспективные разработки могут остаться теоретическими проектами органов управления или разрозненными целевыми программами, не дающими качественного улучшения среды обитания.

Параллельно работе по усовершенствованию градостроительной документации региона, мы большое значение мы придаем подготовке кадров и повышению квалификации специалистов в сфере управления градостроительной деятельностью, без которых планировочная документация, сколь бы совершенно она ни была разработана, останется невостребованной. На местах, в частности в Ярославском, Тутаевском, Переславском МО, появились молодые квалифицированные кадры, способные работать в новых рыночных условиях и осознающих существующий на сегодняшний день зазор между устаревшим градостроительным законодательством и практикой. Этот зазор мы и призваны в ближайшее время устранить.

Важно отметить, что Ярославская область оказалась в авангарде процесса разработки предписанных новым Градостроительным кодексом схем территориального планирования. Во многих регионах работа еще не начата, нет планов ее финансирования. Замечательно, что руководство Ярославской области нацелено на создание положительного инвестиционного климата и понимает, что в современной ситуации без Схемы территориального планирования нельзя простроить экономику региона, как нельзя построить дм без проекта.

Кто непосредственно будет разрабатывать Схему территориального планирования Ярославской области и как, учитывая важность документа, выбирался подрядчик?

Разрабатывать Схему территориального планирования Ярославской области будет одно из самых старейших и авторитетных научно-проектных учреждений страны «НИИП Градостроительства» (СПб), которое в следующем году отметить свое 75-летие. Институт имеет большой опыт в разработке схем территориального планирования как уровня регионов, так и страны, что подтверждает высокий научный и практический потенциал и опыт сотрудников.

Что касается, процедуры выбора подрядчика, она была традиционна. Нами был проведен конкурс на выполнение подрядных работ по разработке Схемы территориального планирования. Среди пяти заявленных участников, среди которых были как государственные, так и частные организации, по ряду параметров таких, как опыт, финансово-экономическое положение, качество и стоимость работ, научность подхода и эффективность способов решения задач, был выбран «НИИП Градостроительства».

Каким образом и в какие сроки будет осуществляться работа над Схемой?

Методика разработки Схемы территориального планирования основана на комплексной оценке потенциалов развития территории и населенных мест, выявлении проблемных ситуаций, выборе зон и точек активизации хозяйственной деятельности, определении приоритетных направлений инвестиционных потоков. В ближайшие полгода подрядчик со всех служб и ведомств области (причем не только градостроительных, но и транспортных, промышленных, природоохранных, сельскохозяйственных, энергетических и пр.) получит информацию о состоянии дел и ожидаемых перспективах. Данные будут тщательно проанализированы и к середине 2006 года мы получим концепцию – черновик Схемы, который будет уточняться, дорабатываться и оформится в окончательную редакцию документа к середине 2007 года. Таким образом, на работу отводится порядка двух лет. Дополнительно к Схеме территориального планирования подрядчик в счет средств, входящих в общую сумму контракта, разрабатывает План реализации Схемы.

В целях устойчивого развития территории будут выделены зоны хозяйственной активизации и точки приоритетного развития. К ним относятся зоны: комплексного промышленного развития, рекреационной деятельности, агропромышленные, а также населенные пункты — «точки роста», которые могут быть как самодостаточными в своем развитии, так и центрами названных зон. Одной из основных «точек роста» на территории области станет район Туношны, в котором первоочередное внимание будет уделено развитию транспортной сети. Также будут определены направления опережающего роста. Критерием выбора опорных точек развития должно быть получение быстрой отдачи от инвестиций. Поэтому первоочередное инвестирование в развитие производственных комплексов, по предварительным рекомендациям специалистов подрядчика, будет осуществляться в регионах и центрах, где на предыдущих этапах уже произведены крупные капиталовложения.

То есть речь идет о развитии прежде всего крупных городов региона, а как в Схеме будут учитываться интересы малых районных центров и сельской местности?

Акцент будет сделан на формирование самодостаточности развития малых и средних городов при организации их устойчивой связи с областным центром. Например, для области актуальна проблема слабой транспортной взаимосвязанности территориально разобщенных городов и районов, что сдерживает развитие внутренних и внешних хозяйственно-пассажирских сообщений, более активное экономическое взаимодействие. Жизнеспособность сети сельских поселений может быть повышена за счет их максимально полного охвата транспортно-коммуникационными системами, ориентированными на обеспечение стабильных связей с системообразующими центрами. Это то, что является первоочередным, а те организационные мероприятия, которые необходимы для активизации производственных, торговых, социальных процессов в каждом конкретном районе покажут результаты исследования.

Можно ли уже сегодня говорить о приоритетах развития региона, которые найдут свое отражение в Схеме?

Одним из приоритетов работы является развитие в области внутреннего и въездного туризма. Создание материально-технической базы туризма и отдыха (средств размещения, транспорта, сети кафе, закусочных, ресторанов, рекреационного обустройства территории, розничной торговли и т. д.) будет сопровождаться расширением местного производства и увеличением занятости населения. Дополнительный спрос на товары и услуги, сформированный туристским потоком, потребует развития производства потребительских товаров, сувенирной продукции, местных кустарных промыслов. Спрос на местные услуги рекреации в последние годы увеличивается, в связи с чем возникает необходимость создания новых и расширения существующих рекреационных комплексов. На основе анализа ресурсного потенциала будут выделены зоны, перспективные для рекреационного освоения и развития туристического бизнеса.

Будет разработана схема маршрутно-опорных центров, обслуживающих экскурсантов (гостиницы, объекты питания, торговли, развлечения) в наиболее интересных для посещения в силу высокого историко-культурного потенциала городах и районах, а также маршрутно-транзитных точек, которыми являются сельские населенные пункты, имеющие на своей территории отдельные памятники истории и культуры. В этих населенных пунктах необходимо развитие системы объектов кратковременного обслуживания. Все маршрутно-опорные центры и маршрутно-транзитные точки, отдельно стоящие объекты, природные территории будут объединены в единую систему транспортно-экскурсионными связями межрегионального, регионального и местного значения. На территории Ярославской области возможны различные виды туризма: курортно-лечебный, культурно-развлекательный, спортивный, познавательно-деловой, религиозный, как постоянный, так и сезонный. Возможности всех этих видов туризма будут проанализированы и оптимальным образом учтены при составлении Схемы.

Также приоритетными направлениями работы станет развитие линейных сооружений на территории области, развитие транспортных коммуникаций, природоохранных зон.

В свете обозначенных задач по систематизации территориального развития региона, какова роль разработанного Департаментом нового закона «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»?

Новый закон «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области, создает правовую базу для разработки Схемы территориального планирования, адаптирует положения федерального закона к условиям области и определяет принципы решений вопросов градостроительства, переданных на уровень субъектов Российской Федерации. Закон на рассмотрении, и пока он не принят подробнее говорить о нем рано. (Читатели могут ознакомиться с ходом работы над законом в интервью с Д. И. Брандуковым «Новое лицо региона», опубликованном в 8 номере журнала «Губернский город» — прим. ред.).

Дмитрий Ильич, каковы прогнозы эффективности предпринимаемых сегодня в области мер по развитию документации и правовой базы градостроительства?

— Комплексный эффект, безусловно, проявится в последовательном развитии надежного градостроительного каркаса, создании условий для становления для рационального использования и наращивания основных фондов гражданского и производственного назначения и инфраструктуры региона, оздоровлении окружающей среды, повышении эстетической выразительности территории. Эффективность градостроительной деятельности, и направленных на ее оптимизацию административных мер, может быть оценена и через чисто финансовые результаты такие, как рост общей налогооблагаемой базы и соответственно налоговых поступлений, в том числе имущественного налога и земельных платежей, увеличение бюджетной насыщенности региона и финансирование социальных статей регионального бюджета, расширение инвестиционных потенциалов административно-территориальных образований и населения, активизацию финансовых потоков и оборота капиталов. А самое главное заключается в том, что грамотная градостроительная деятельность создает предпосылки для опосредованного повышения жизненного уровня населения и степени комфортности окружающей среды. Жить станет лучше, проще говоря.

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
 
следующая страница
  галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га