Ольга Орлова home page
 

 




     Дарц-план архитектурного Рунета

 

Реальность существует только для тех, у кого нет Интернета. Так с небольшой поправкой звучит любимый афоризм первого web -дизайнера России Артемия Лебедева. Да и сама реальность сегодня все больше становится виртуальной: кто не попал в информационное пространство, не туда попал. Архитектурная ассоциация – игра в дартс с мишенью в виде карты столицы, устроенная на «АрхМоскве» 2005 года.

Куда попадают современные российские архитекторы, мы разговариваем с руководителем Archi.ru Виктором Хречко.

Виктор, львиная доля российского архитектурного пиара приходится на западных звезд. То есть именно их у нас и пиарят, как ни странно. А своих – игнорируют. Как так могло получиться?

– У этой ситуации есть своя «история болезни». Еще недавно практически все из ныне известных российских архитекторов работали в сфере интерьерного дизайна. Все, что они делали, отслеживали интерьерные журналы. В архитектуре такого промоушена нет. И это при переходе к архитектурному проектированию многие ощутили. Построит, например, сегодня московское архитектурное бюро объект для какой-нибудь американской компании в Подмосковье – и кто об этом знает? А для бюро это серьезный проект. Но в силу того, что сегодня заказов у московских архитекторов много, позиционировать себя никто особо не стремится.

Но ведь это опасная игра в информационные «поддавки» западным коллегам. Пока западных архитекторов строить в Москву не пускают. Но если «угроза» вступления России в ВТО осуществится, то кто-то «доиграется».

– Да, и те из российских архитекторов, кто это понимает, сегодня активно сотрудничают с Западом и заботятся о своем, по крайней мере, присутствии в информационном пространстве страны. Кстати, в XXI веке именно Россия имеет все шансы стать полигоном современной мировой архитектуры, поэтому уже сегодня она вызывает интерес западных архитекторов. Там, где они работают сейчас, уже слишком много всего понастроено. К тому же на западном рынке архитектурных услуг сильно развита конкуренция. А у нас ее практически нет.

Не с кем конкурировать?

–   Есть с кем. Просто работы хватает на всех. Это расхолаживает наших архитекторов, и в плане собственно архитектуры и в плане информации о себе. Отсюда и указанный вами перекос информационного поля в сторону западной архитектуры. Отчасти это отечественное эхо налаженных информационных потоков Запада. Там каждое уважающее себя архитектурное бюро выдает по новости в месяц, а то и чаще. Отчасти – следствие убежденности наших архитекторов в том, что информация – это прерогатива заказчика. И еще: что за все платит только заказчик. Поэтому российская архитектура давно уже превратилась в сферу бизнес-новостей и политической конъюнктуры. Но сегодня в России архитектура становится таким же бизнесом, как и любой другой. И она требует своего заказчика информации, иначе не выйдет из положения «прислуги» и не избежит игры вторых ролей.

Насколько профессиональные архитектурные журналы справляются с задачей позиционирования современной архитектуры и ее конкретных игроков? Рынок СМИ, в частности архитектурно ориентированных, развивается. Например, недавно появился новый архитектурный журнал ARX .

– Профессиональные архитектурные журналы выходят достаточно редко. В основном это ежеквартальники. Ведущий из них «Проект Россия» – тематический. Он не ставит себе задачу отслеживать творчество отдельных архитекторов и мастерских, а тем более их позиционировать. Он занят выявлением тенденций, как то и подобает столь солидному изданию. «Проект Классика» – продукт художественной журналистики, осмысляющий процессы актуальной российской архитектуры в широком культурном поле с экскурсами в прошлое и экскурсиями на Запад, как древний так и современный. Не случайно архитекторы шутят: «попасть на страницы этого журнала – это все равно, что попасть в летопись, когда даешь для него интервью – ощущение: вещаешь в вечность». Более-менее систематически актуальный архитектурный процесс отслеживает «Архитектурный вестник». Но это специализированное издание, которое читают, прежде всего, сами архитекторы. Замечательную альтернативу сложившейся цеховой (при том, что, как отмечают многие, и цеха-то нет) замкнутости архитекторов предложил журнал ARX. Его слоган: «универсальный язык архитектуры». И в первых своих номерах журнал эту линию четко выдерживает. Периодичность выхода журнала – раз в два месяца. Это достаточное время, чтобы отследить, выявить и проанализировать изменения как российского так и западного рынка недвижимости и его сегмента, связанного с предоставлением архитектурных услуг. Но современный стремительный мир привык к большей оперативности в деле предоставления информации. И здесь незаменим Интернет.  

Да, нормальные девелоперы и инвесторы за информацией сегодня обращаются в Интернет, по крайней мере, на работу с сетью ориентированы их пресс-службы. Но разве не в таком ключе задумывался Archi.ru как портал, скажем так, поддержки независимых архитекторов и всех, интересующихся архитектурой России?

– Поддержкой независимых архитекторов Archi.ru так или иначе занимался всегда, в отличие других, возникших позднее порталов, ориентированных на строительство и недвижимость. Но проект изначально был рассчитан на работу по аккумуляции и систематизации в основном вторичной информации как российских, так и зарубежных СМИ. Существует и обратная задача – инициировать новые информационные поводы, представляя творческие поиски лучших авторов как события культурной жизни. Сама специфика архитектурного процесса такова, что в газете не напишешь: завтра в Москве построят такое-то здание, так как строительство растягивается на годы. Без интеллектуального посредника – «буфера» информации здесь не обойтись. Archi.ru может стать таким буфером. Так же как логика RBC зарекомендовала себя в современных условиях лучше бумажного делового издания, оправдает она себя и сфере позиционирования современной российской архитектуры. В Интернете можно относительно дешево с любым количеством иллюстраций оперативно и эффектно информировать о строящемся объекте. Archi.ru   может стать источником новостей по современной российской архитектуре, поданных в ключе, интересном для широкого круга читателей. Но прежде всего в создании информационных поводов должны быть заинтересованы сами архитекторы, которым пора бы уже осознать ценность информации.

Виктор, почему в сфере интерьерного дизайна нынешних архитекторов обеспечивали добротным бесплатным пиаром, к которому они, наверно, привыкли?

– Потому что в интерьерных журналах сам по себе дизайн является ширмой для вкусной подачи рекламного меню отделочных материалов, мебели, фурнитуры, сантехники и пр. По такой же схеме действуют издания, реализующие типовые проекты: позиционируется то, что можно продать за небольшие деньги, но в больших количествах. С архитектурой так нельзя. Здесь действуют другие законы. Это «длинные» деньги, которые на определенном этапе заинтересованная сторона должна вкладывать. У любой бизнес-идеи должен быть свой заинтересованный заказчик. Иначе она себя исчерпает, как это получилось, например, с Protoart.ru. Это был архитектурный сайт, который со временем переориентировался на декоративные вкусы домохозяек.

Но иногда создается такое ощущение, что современные домохозяйки знакомы с Интернетом лучше, чем современные архитекторы.

– Да, на самом деле многие архитекторы старшего поколения и с компьютером мало знакомы. У половины известных архитектурных мастерских нет сайтов: Меганом, мастерская Чернихова. Распространенное на Западе совместное проектирование крупных объектов через Интернет у нас зачастую сводится к старой доброй «доске объявлений». Так произошло на недавно созданном портале компании «Миракс», которая строит Башню Федерации в «Москва-Сити». Впрочем, Александр Асадов в одном из своих интервью говорил, что он реально проектирует через Интернет что-то в Ханты-Мансийске и Сургуте совместно с тамошними инженерами и что вообще для него Интернет – это возможность не утратить широту взгляда, не зациклиться на проблемах стройки, денег, градсоветов, вообще – повседневной текучки, которая страшно затягивает. Уверен, что Интернет-технологии активно используются в компании Бориса Левянта « ABD Limited » – одной из самых продвинутых российских архмастерских, имеющих американские корни. Также один из самых прогрессивных российских архитекторов Владимир Плоткинсам «вывешивает» в Интернете свои работы. Наконец, в последнее время в Рунете появилась масса концептуальных архитектурных сайтов. Кстати, один из наиболее удачных проектов, на мой взгляд, Ваш: http://cih.ru (Центр исследования хаоса: Архитектура и Энтропия).

Наш сайт задумывался как экспериментальный проект. В какой мере, по-Вашему, современный Рунет является площадкой для архитектурного эксперимента?

– Теоретических экспериментов сколько угодно. Что касается экспериментов, реализованных в пространстве Интернета, то это в основном некоммерческие проекты, имеющие крупного инвестора. Таких мало. Один из самых серьезных – недавняя публикация поисковой системой «Google» космических снимков планеты. Это стало прорывом, в частности, как говорят архитекторы, в архитектурном проектировании. Теперь любой участок, к проектированию на котором приступаешь, можно увидеть не на схематической карте, а на реальном снимке из космоса. Archi.ru со временем планирует создать виртуальный город, в ближайшей перспективе –   сервисную карту Москвы, на которой можно будет размещать строящиеся и построенные объекты. Будущее – за Интернетом. Но, как показывает практика, сегодня то, что не имеет прямого бизнес-применения, развивается очень медленно.

 

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:


Виктор Хречко

Виктор Хречко
следующая страница
  галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га