Ольга Орлова home page
 

 




    Архитектура свободных радикалов

Формы архитектурного разбоя в Ярославле

 

Атмосферу поклонения архитекторам надо создавать в России. Только это может спасти нашу архитектуру. Так говорил импресарио звезд мировой архитектуры Питер Нойвер. Прислушавшись к его совету, отвечали на звонки ярославских заказчиков, которым доводилось читать наши статьи про архитекторов: «Вы испортите архитекторов, возгордятся». Но мы были солидарны с любимым афоризмом того, кто знает толк в воспитании ярославских архитекторов, заведующего кафедрой архитектуры ЯГТУ, профессора архитектуры Николая Кудряшова: «Архитектора надо баловать. Тогда из него вырастет разбойник».

О всех формах архитектурного разбоя в Ярославле – эти заметки.

 

Архитектура как диалог

Лет 20 назад представить себе, что в Ярославле будет построено что-то хоть отдаленно напоминающее выставочный комплекс в Казармах (архитекторы Антон Бабаев и Андрей Волков) или здание «Яррегионгаза» (архитекторы Сергей Буров и Михаил Морозов) было невозможно. Как невозможно было представить 15 лет назад, когда в Ярославле появилась собственная кафедра архитектуры, что проекты ее студентов будут опубликованы в крупнейших европейских архжурналах «L'ARCA», « Build das architekten - magazin », «ARC-vision» и др. Но годы работы, активного сотрудничества с немецкими коллегами и контрабанды личных впечатлений от дружеских встреч со звездами мировой архитектуры заведующего кафедрой архитектуры, профессора архитектуры Николая Кудряшова и личная – на грани фантастики – инициатива молодых архитекторов Ярославля сделали свое дело. Невероятное стало очевидным. Молодые ярославцы впервые со времен «бумажников» 80-х годов победили во всемирном архитектурном конкурсе «Атлас архитектуры будущего» (проект Biocity, 2002 г.) и стали почетными гостями XXI Международного конгресса архитекторов в Берлине (2002 г.). Но кроме единичных фактах, которые скорее следствия, чем причины, можно говорить о сущностных изменениях в ярославской архитектуре.

За последние 10 лет произошла кардинальная смена кадрового состава ярославской архитектуры. В нее пришло новое поколение. Во многом это единомышленники. Многих из них баловали европейскими стажировками и не только ими. Промышляет архитектурная молодежь Ярославля, как правило, не в одиночку, а как минимум тандемами: Антон Бабаев и Андрей Волков, Александр Качалов и Сергей Фомин, Сергей Буров и Михаил Морозов, Григорий Дайнов и Дмитрий Турбин (с силу своей административной должности: во всероссийских конкурсах), – а то и вовсе творческими группами: «ШтоРаМаг», Петр Кривопишин и его команда. Их творчество называют «архитектурой свободных радикалов» в силу преобладания в нем неомодернистских практик отвержения нормы. И при этом оно насквозь диалогично и в силу изначального диалога с европейской архитектурой, и, вероятно, по причине постоянного творческого диалога внутри тандемов и творческих групп, да и просто из-за уважения к диалогу.

Удается ли ярославским архитекторам диалог с заказчиком?

 

Архитектура как профессия

Мы уже неоднократно писали о том, что главная проблема ярославской архитектуры – статус архитектора в обществе: у заказчиков – частных, государственных, у населения в целом как конечного потребителя архитектурного продукта. Прозорливый Питер Ноевер не случайно призывал «создавать атмосферу поклонения архитекторам», потому что каков статус архитектора, такова и архитектура. Архитектор является той «линзой» , в которой преломляется спектр представлений общества о себе самом и проецируется в город мегаобъемами зданий. И если дизайн интерьера частной квартиры традиционно считается «портретом» заказчика, то проект здания – это «портрет» социума, и собственное положение архитектора в обществе для него зачастую является единственным мерилом качества этого общества.

Глупо было бы напоминать о том, что работа архитектора не сводится к сочинению фасадов, но есть создание осмысленных образов, воплощающих в пространстве определенную функцию и не отделимых от нее как, впрочем, и от времени своего создания, и от участка планеты, отведенного под объект, от людей, для которых оно создается, и от множества прочих всегда очень конкретных обстоятельств, которые сплавляются в итоге в единственно возможное решение. Мое – для вас – здесь – сейчас.

Пока же в Ярославле к архитектору зачастую относятся как к производителю «дизайн-проектов» фасадов, а эту плоскостную архитектуру оценивают в субъективных координатах «красиво-некрасиво» или объективных в сторону минуса «дешево-дорого». На что давно уже скептически настроенные ярославские архитекторы вспоминают сказанный некогда Филиппом Джонсоном трюизм: «хорошая архитектура не может быть дешевой». А что касается шкалы «красиво-некрасиво», то здесь над архитектором возможна еще одна злая шутка. Дело в том, что в современном российском законодательстве нет положения об обязательном авторском надзоре. Но даже если договор об авторском надзоре заключен, то на стройплощадке архитектора неизменно встречает любимая отговорка строителей: «и так красиво!». Архитекторы говорят, что эта проблема могла бы быть решена, если архитектор подписывал бы «процентовки». А пока ярославские архитекторы являются заложниками усмешек на стройплощадке («иш чего выдумали…») и внепланового креатива заказчиков («я бы здесь нарисовал так»).

И при всем при этом от ярославских архитекторов можно услышать: «Ко мне приходят за моей архитектурой» (Григорий Дайнов).

 

Архитектура как ширпотреб

«И где же эта авторская архитектура?» - спросит надменный читатель, ошарашенный бумом типового жилищного строительства, не то, что по эстетические (их просто нет), но даже функциональные качества которого не позволяют его назвать современным жильем. Что касается авторской архитектуры Григория Дайнова, чью реплику я цитировала, то об одном из последних его проектов мы с точным прогнозом даты строительства объекта в самом центре Ярославля уже писали. Ждите. А что касается, низкосортного типового жилья – это действительно одна из болезней роста ярославской архитектуры и ярославского рынка недвижимости в целом. Плохо, что на рынке востребована дешевое жилье, еще хуже, что – плохое.

Для ярославских новостроев привычна ситуация «стройки после стройки», когда покупатель прежде чем стать новоселом затевает генеральную реконструкцию своего нового жилья. Ярославские архитекторы вскормили целый пол так называемых «дизайнеров», переделывающих планировки новых квартир. И это при том, что во всем мире уже более 100 лет как жилое пространство новых домов ориентировано исключительно на открытую структуру, а несущие конструкции рассредоточены исключительно по внешним стенам. Гибкость, мобильность, открытый, текучий план – без этого немыслимо современное жилое пространство. А у нас архитекторы плодят жилые лабиринты, зачастую перерабатывая собственные старые проекты. Возможно, эту проблему решит серия российско-немецких семинаров, проводимых кафедрой архитектуры ЯГТУ совместно с мэрией Ярославля.

 

Пока архитектура для Ярославля – роскошь. В обществе либо есть социальный заказ на архитектуру, либо его нет. А в Ярославле пока преобладает решение бытовых проблем и осуществление коммерческих интересов: как можно больше кв. м. Не до вашей, что называется, сложной эстетики форм в их осмысленной привязанности к функции, времени и пространству. Как говорил тот же Питер Нойевер, «искусство – это капиталовложение в будущее». И несмотря на то, что западная общественность уже сетует на то, что современная архитектура все больше становиться PR -инструментом крупных корпораций, для ярославской архитектуры сфера имиджа крупного бизнеса пока остается единственным шансом на осуществление. Хотя, может быть, что-то серьезное удастся построить уже к 1000-летию Ярославля.

 

Предлагаем Вашему вниманию фор-эскизы крупнейших архитектурных проектов, посвященных 1000-летию Ярославля.

 

Проект архитектурно-градостроительного освоения поймы реки Которосль под рабочим названием «Лебединое озеро» работы архитектора Семена Расторгуева и проект Инновационного центра на базе ЯГТУ работы архитектора Антона Бабаева.

 

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
 
следующая страница
  галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га