Ольга Орлова home page
 

 




    Лента Мебиуса-Плоткина

 

В Кочновском проезде, 4 завершается строительство 1-ой очереди жилого комплекса «Аэробус».

 

Когда большинство практикующих в Москве архитекторов втискивают Porsche-здания (маленькие и дорогие) в исторический центр столицы, Плоткин сделал настоящий Аэробус! Разместил его там, где, по его словам, «охранительная истерия» центра сходит на нет. Рукава смирительной рубашки развязаны – и есть возможность сделать радикальный архжест. Что называется, расправить крылья.

C обственно крылатое название, которое, и может, наверно, здесь олицетворять обозначенную свободу авторского самовыражения, – это самая поверхностная из метафор (крылатых названий в районе метро Аэропорт не счесть). Здание получилось как литературный палимпсест: столько в нем смыслов. Оно как лента Мебиуса изгибается буквально (в плане комплекс, если учесть все фитнес- и офис-центры, составляющие с ним функциональное единство, – лента Мебиуса, закрученная восьмеркой) и фигурально (это первое здание, в котором излюбленный Плоткиным прием единства и борьбы противоположностей воплощается им не на уровне пространственной образности, а на уровне идей, которые как плоскостные амбивалентности Мебиуса перетекают одна в другую).

«Г»-образные корпуса Аэробуса высотой 120 метров и длиной в полкилометра как гигантские ширмы парцеллируют город. Символика образа крайне приватна – заточена под жилье. Но масштаб превращает ее в антитезу себя самой, наращивает урбанистические и даже национальные смыслы. Но и они, на пределе пространственной реализации, сползают в качество своих антиподов: урбанизм вспоминает свое ланд-прошлое. Плоткин создал универсальное здание.

Мегаполис в мегаполисе. «Если у нас десятимилионный город, – говорит Плоткин, – то это как-то должно выражаться в архитектуре». Аэробус – это образ современной архитектуры, соответствующей масштабу мегаполиса. Если для современных московских высоток в риэлторских описаниях уже стала привычной фраза «город в городе», то «Аэробус» Плоткина – это мегаполис в мегаполисе. Впрочем, вовсе не лишенный человечности. Низкорослая в 2-4 этажа стилобатная часть комплекса образует дворовое пространство и сосредотачивает общественные функции – фитнес-центр, торговлю, детский сад и административные помещения.

Обитаемые горы. «Это скорее уже факты ландшафта, чем архитектурные формы», – сказал автор об Аэробусе. Эти здания надо воспринимать как горы во всей их ошеломляющей целостности, не отвлекаясь на детали. Их и нет. Плоткин очистил форму. «То, что работает в сравнительно небольших объемах (выступы, уклоны, подсечки), в масштабе здания в 30 этажей, точки обзора которого простираются на значительное расстояние, оказывается лишним и воспринимается как архитектурный мусор», – говорит он. Строгая геометрия фасадов лишь по обрывам торцов и в разломах «Г»-объемов оборачивается тектонической сумятицей веранд. Впрочем, тоже весьма четко спропорционированной. Эта нечеловеческая тяга к размеренности в таких мегамасштабах, которая сопрягается со сложными наложениями на сетки окон непрозрачных лент коммуникаций, превращает фасады Плоткина в стереокартины: если долго в них всматриваться, возможно, увидишь объемные горы. Тем более что вся округа, не дотягивая до полированных вершин фасадов, вливается в их соты ломаным нашествием отражаемых скал.

Российская стена. Здания Плоткина прогрессивны, масштабны, конвертируемы в ценности западного мира. Это не клубные элитки и не псевдоисторические небоскребы. Так могла бы выглядеть путинская Россия при лучшем раскладе властных амбиций и их архитектурной реализации. Это не то, что Москва лужковского стиля, которая, как новый русский перед односельчанами, кажется, только то и делает что «понтуется» перед всей остальной страной. Это страна и эпоха презентуют себя перед миром. Такая вот российская стена. Золотовалютный фонд отечественной архитектуры: объемы и сетки фасадов Аэробуса, как то часто и бывает у Плоткина, спропорционированы в золотом сечении.

 

Текст подготовлен в рамках работы в Агентстве архитектурных новостей

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая

  дальше:
 
следующая страница
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
      © Ольга Орлова Газета Га